В то время как в Сербии и ряде других балканских стран пытаются обратить время вспять и хоть как-то реанимировать проект «Южный поток», в лидеры на европейском энергетическом поле вырвалась Венгрия. Результаты визита в эту страну президента России Владимира Путина не только подтвердили умение правящих венгерских элит самостоятельно анализировать общеевропейскую ситуацию, но и указали на принципиальную возможность улучшения отношений Москвы и Брюсселя.
Вместо того чтобы заниматься предъявлением России претензий, Будапешт поддержал идею сооружения газопровода «Турецкий поток» и выразил готовность стать ключевым партнером России в новой схеме транспортировки российских энергоресурсов в Европу. «Для нас жизненно важно иметь газопровод, обеспечивающий поставки газа в Венгрию в обход Украины, - заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. - Мы будем искать возможность сотрудничества, потому что Венгрия и в дальнейшем заинтересована в том, чтобы газопровод с юга проходил через нашу страну и в его строительстве».
Не ушел Виктор Орбан и от темы антироссийских санкций Евросоюза. «Мы уверены в том, что изоляция России и Европы нецелесообразна. Я уверен в том, что как можно быстрее нужно наладить отношения между Европейским союзом и Россией. И Венгрия борется за то, чтобы были найдены соответствующие решения», - заявил венгерский премьер.
Россия со своей стороны подтвердила готовность выстраивать с венгерской стороной партнерские отношения в рамках проекта «Турецкий поток». «Если мешать не будут, - заявил президент Путин, - то мы по сути часть бывшего «Южного потока» можем реализовать через Турцию. Например, можем использовать наши договоренности, совместные предприятия с Венгрией, с Сербией, с другими партнерами, можем выйти через Баумгартен – через Австрию. Все это возможно, если будет желание у наших партнеров к сотрудничеству». «Мы готовы и в Болгарию потом пойти», - заметил российский президент.
Визит Владимира Путина в Венгрию позволил Москве и Будапешту решить не только перспективные, но и текущие вопросы взаимодействия в области энергетики. В частности, принято политическое решение о заключении нового соглашения в сфере поставок российского газа взамен действующего, срок которого истекает в конце 2015 года. Осталось согласовать технические детали, но уже сейчас ясно, что Венгрия может рассчитывать на существенные бонусы, в частности в том, что касается привлекательной цены на газ. Кроме того, Венгрия не будет платить за неиспользованный российский газ и расширит использование подземных газовых хранилищ.
Подобный подход, ориентированный на перспективу, резко контрастирует с подходами других государств Центральной и Юго-Восточной Европы. С той же Болгарией все понятно. В Софии, похоже, важность проекта «Южный поток» осознали только после того, как от него отказалась Россия. А вот позиция Сербии вызывает удивление. В Белграде вдруг встали в позу обиженных. Чего стоит, в частности, широко распечатанная в сербских средствах массовой информации тенденциозная статья из германской газеты Suddeutsche Zeitung, автор которой вновь поднял заезженную тему о покупке «Газпром нефтью» сербского монополиста Naftna Industrija Srbije (NIS). По утверждениям Suddeutsche Zeitung, российская сторона якобы заплатила за НИС менее пятой части ее стоимости. При этом в статье ничего не говорится ни о «предбанкротном» состоянии сербской компании, ни о 500 млн евро инвестиционных обязательств России, ни о том, что мощности НИС вполне могут быть задействованы в новой конфигурации европейских энергопотоков. Необходима лишь политическая воля Белграда.
Вряд ли проявлением такой воли можно считать звучащие из Белграда призывы к Брюсселю «надавить» на Москву, с тем чтобы заставить ее возобновить реализацию проекта «Южный поток». Не говоря уже о том, что пытаться давить на Москву – дело бесполезное, калькуляции вице-премьера Сербии и министра по делам строительства, транспорта и инфраструктуры Зораны Михайлович, согласно которым ее страна потратила на этот проект 30 млн евро, направленных на «гарантии и создание совместного предприятия» в рамках «Южного потока», а также еще 8 млн евро на «экспроприацию земли на трассе газопровода», слишком напоминают попытку снять с себя ответственность за то, что необходимые работы по сооружению газопровода на территории Сербии так и не начались.
Вероятно, после декабрьского визита Путина в Анкару, а теперь и визита в Будапешт европейским столицам всё же придётся переосмысливать приоритеты своей энергетической политики. Тем более что прекращение транзита российского газа в Европу через Украину не за горами.