Бывший председатель Еврокомиссии (ЕК) Баррозу, повторявший, как заклинание, слова «больше Европы», запомнился европейцам в основном своим запретом на использование в быту обычных лампочек накаливания. Перед сменившим его Жан-Клодом Юнкером стояла задача принять срочные меры для оживления конъюнктуры в Евросоюзе. Юнкер пообещал представить новую инвестиционную программу объемом в 300 млрд. евро, дав понять, что добиться экономического роста лишь путем соблюдения бюджетной дисциплины невозможно. Это был первый камешек в огород Ангелы Меркель, неустанно призывающей к соблюдению режима экономии.
В декабре саммит ЕС принял за основу так называемый «План Юнкера». В детально разработанном виде этот план был представлен в Берлине на конференции, организованной Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) 2-3 марта 2015 года.
Дела в экономике Европы идут ни шатко ни валко. Стагнация сочетается с угрозой дефляции. Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП Евросоюза в 2015 году лишь на 1,3%, зато безработица сохранится на уровне 11,2%. Экономическое развитие нуждается в импульсе, чтобы «выкарабкиваться из этой инвестиционной ямы», говорит Жан-Клод Юнкер. В его плане на стимулирование экономической активности в странах ЕС предполагается потратить в ближайшие два года 315 млрд. евро. Не так уж много, если учесть, что с начала кризиса объем инвестиций в ЕС снизился на 470 млрд. евро, или на 17%. К тому же предполагаемые 315 млрд. евро инвестиций – это всего 2,3% ВВП Евросоюза. Планом предполагается также создать в ЕС до 1,3 млн. дополнительных рабочих мест, однако в конце января безработных в ЕС насчитывалось 23,8 млн. человек, так что и эта проблема такими средствами не решается.
Страны-члены ЕС подготовили 2 тысячи предложений, в которых правительства рекомендуют инвестиции, которые им представляются необходимыми. В частности, Германия считает, что надо способствовать строительству автобанов, сооружений для получения энергии ветра, развитию широкополосного интернета. Собственно, план Юнкера должен привлечь деньги на инфраструктурные проекты, которые обычно берет на себя государство: строительство дорог, развитие транспорта, создание новых технологий.
Однако от Еврокомиссии деньги рекой не польются. Для финансирования общеевропейских инвестиционных проектов создается новый орган – Европейский фонд по стратегическим инвестициям (ЕФСИ) со стартовым капиталом 5 млрд. евро от ЕИБ, плюс еще 16 млрд. евро в виде гарантий Евросоюза. Недостающую до 315 млрд. евро часть денег предполагается привлечь за счет частных инвестиций.
Юнкер ожидает, что потенциальными инвесторами могут выступить фонды из стран Аравийского полуострова и Юго-Восточной Азии, а также хедж-фонды. Предполагается, что ЕИБ, действующий пока преимущественно в интересах Берлина, будет более активен на рынках и возьмет на себя больше рисков. Однако всё это пока предположения и ожидания.
Критика плана Юнкера раздалась одновременно и слева, и справа. Лидеры Партии европейских левых убеждены, что механизм плана Юнкера не способен обеспечить стабильный экономический подъём. А новые правые обвиняют Еврокомиссию в том, что она в очередной раз навязывает Евросоюзу ветхие принципы неолиберальной экономики.
Критики правы – и те и другие. Сам по себе план Юнкера отвечает неокейнсианским представлениям об экономике, и левым это должно импонировать. Однако механизм запуска и реализации конкретных проектов списан с неолиберальных экономических рецептов. Юнкер на это отвечает, что Еврокомиссия и рада бы сама располагать сотнями миллиардов «свежих денег», но их у нее просто-напросто нет. Отсюда вся надежда на частных инвесторов.
Французский экономист Николя Гоцман характеризует план Юнкера как «мираж века». Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что «реальные деньги» будут представлены только 21 млрд. евро - суммами, гарантированными ЕС и ЕИБ. Однако кто сможет утверждать, что этих денег хватит для создания кумулятивного эффекта, который, как ожидают, должен привлечь 295 млрд. частных инвестиций? Частный инвестор – существо капризное, он не будет вкладывать деньги в то, что не принесет ощутимой прибыли в короткие сроки. Поэтому трудно рассчитывать, что деньги пойдут в строительство автобанов или на «зеленую энергетику», чем так увлечены в Европе.
Нет, несмотря на все старания Брюсселя и Берлина, и должного согласования финансово-экономической политики на уровне национальных правительств. Кто-то следует в русле отстаиваемого Ангелой Меркель режима экономии, а кто-то от этого сознательно отказывается. Меркель по данному поводу заявляет, что для реализации плана Юнкера необходима подстройка национальных законодательных баз, но практика Евросоюза говорит, что такие «подстройки» могут длиться многие годы.
Как ни посмотри, план Юнкера для Евросоюза не панацея, однако выбор у Брюсселя невелик: экономика растёт слабо, безработица высока, а уровень задолженности таких крупных стран, как Франция или Италия, ограничивает возможности государства вкладываться в серьёзные инфраструктурные проекты.