Украина и ООН. Большая ложь Яценюка

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Арсений Яценюк обвинил Россию в попытке «приватизировать» победу в Великой Отечественной войне. «Украина является государством-победителем во Второй мировой войне. Украина является основательницей Организации Объединенных Наций», – заявил он.

Большая ложь усваивается лучше, если ее сдобрить толикой правды. Украинская ССР действительно стала одним из учредителей ООН, но, будучи одной из республик в составе Советского Союза, она субъектом международных отношений не являлась, никакой самостоятельной войны с Германией не вела и считаться «государством-победителем» никак не может. С таким же успехом на роль «государства-победителя» мог бы претендовать какой-то из штатов США. Фантазии Яценюка перечёркивает перечень государств, чьи представители поставили подписи под Актом о безоговорочной капитуляции Германии. Это Советский Союз, США, Великобритания и Франция. Они и являются государствами-победителями.

Это никоим образом не умаляет тяжесть жертв, понесенных Украинской Советской Социалистической Республикой в Великой Отечественной войне, и вклад ее населения – наряду с населением всех других советских республик – в разгром германских агрессоров. Однако яценюков жертвы народа как раз не волнуют: их задача – любой ценой «отделить» Украину от России, представить дело так, будто Украина вела войну с Германией вне семьи советских народов.

Оставим эту несусветную ложь и расскажем о деталях той нелегкой борьбы, которую вело советское руководство за включение Украины в состав учредителей ООН. Впервые предложение о том, чтобы все союзные республики вошли в число «первоначальных участников Организации», по поручению, полученному из Москвы, выдвинул посол СССР в США А.А. Громыко 28 августа 1944 г. на заседании глав делегаций трех государств на конференции в Думбартон-Оксе (позднее в документах Госдепа США и в западной литературе это предложение получило название «вопрос Х», или проблемы «множественного членства СССР в ООН»).

Получив от руководителя американской делегации заместителя государственного секретаря США Э. Стеттиниуса доклад об этом, президент США Ф. Рузвельт и госсекретарь К. Хэлл энергично выступили против советского предложения. В своем кругу Ф.Рузвельт заявил, что в таком случае США могут просить о приеме в ООН всех своих 48 штатов. По дипломатической же линии Ф. Рузвельт рекомендовал поставить вопрос о членстве советских республик лишь после того, как организация будет создана. 28 августа Э. Стеттиниус сообщил об этом А.А. Громыко, предложив не включать в протокол заявление советского посла, но тот не согласился, хорошо сознавая, что протокольная запись сама по себе уже является актом действия.

Это понимали и западные партнеры по переговорам. 31 августа 1944 г. А.А. Громыко пригласил на беседу К. Хэлл, попытавшийся разубедить советского посла. 1 сентября в личном послании И.В. Сталину свое беспокойство по этому поводу высказал Ф. Рузвельт. Советский руководитель ответил ему с большим достоинством, обратив внимание президента США на то, что Украина и Белоруссия «по количеству населения и по их политическому значению превосходят некоторые государства, в отношении которых все мы согласны, что они должны быть отнесены к числу инициаторов создания Международной организации». И.В.Сталин выразил также надежду на то, что у него еще будет случай лично объяснить Ф. Рузвельту политическую важность этого вопроса. Однако обмен мнениями ни к чему не привел. Ф. Рузвельт, отправляясь на конференцию «Большой тройки» в Крым (февраль 1945 г.), был настроен решительно против советского предложения.

В Москве искали, как сломить сопротивление партнеров по переговорам, и прибегли к известному в дипломатии принципу: добивайся большего, если хочешь получить то, что тебе требуется. В Ялте советская делегация заняла компромиссную позицию: не настаивать на членстве всех республик, а добиваться включения в число учредителей ООН трех – Украины, Белоруссии и Литвы или, в крайнем случае, первых двух. В итоге сложных переговоров в секретном протоколе Крымской конференции было зафиксировано согласие США и Великобритании поддержать на учредительной конференции допуск Украины и Белоруссии к первоначальному членству.

Праздновать победу было тем не менее рано. В ходе дальнейших переговоров выяснилось, что союзники иначе, чем советская сторона, трактовали это положение, считая, что Украина и Белоруссия могут рассчитывать лишь на приглашение организаторов учредительной конференции в Сан-Франциско. Получив из Москвы необходимые указания, А.А. Громыко направил Э. Стеттиниусу ноту, в которой настаивал на советской трактовке ялтинских решений. 13 апреля 1945 г., участвуя в заседании группы по подготовке Сан-Францисской конференции, советский дипломат отказался одобрить список распределения состава комиссий и комитетов, поскольку представители Украины и Белоруссии не были включены в круг кандидатур председателей этих органов.

Чтобы не допустить положительного решения вопроса, американская дипломатия попыталась увязать приглашение Украины и Белоруссии с решением польского вопроса. На совещании министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая, состоявшемся 25 апреля 1945 г. и обсуждавшем порядок работы конференции в Сан-Франциско, на этом настаивал государственный секретарь США. Однако советской стороне удалось парировать и это маневр – 27 апреля было принято решение о включении двух советских республик, Украины и Белоруссии в число первоначальных членов организации.

Добиваясь положительного решения этого принципиального для СССР вопроса, советское руководство сознавало определенную уступчивость американской стороны, заинтересованной в исполнении Советским Союзом своего обязательства принять участие в войне с Японией, что отвечало коренным интересам США и заставляло их идти на компромиссы. В то же время следует оценить и дипломатическое искусство проводников советской внешней политики от посла до наркома иностранных дел В.М. Молотова и главы Советского правительства И.В. Сталина, умевших настоять на своём.  

Так что не американцы – кукловоды нынешнего киевского режима, а именно руководство Советского Союза сделало все возможное, чтобы вывести Украинскую Советскую Социалистическую Республику на международную орбиту. США изо всех сил пытались этому помешать.

Так что у Яценюка концы с концами не вяжутся. В попытках «приватизировать победу во Второй мировой войне и присвоить эту священную и историческую борьбу с нацизмом» Россию обвиняет в лице Яценюка политикан, ухватившийся за власть на волне государственного переворота, совершенного теми, кто кичится генетическим родством с подручными германских нацистов.

Яценюк, видимо, привык рассчитывать на аудиторию идиотов. Напомнив, что Украина входит в состав стран-учредителей ООН, он даже не подумал, как при этом скрыть решающую роль коммунистического режима, благодаря которому Украинская ССР получила международную субъектность.  А скрыть бы надо, иначе Яценюка могут обвинить в злостном нарушении свежеиспеченного закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики». Или, может, незадачливый украинский премьер надеется, что ему удастся убедить всех, что в Нью-Йорке у штаб-квартиры ООН в своё время был поднят не красный флаг с синей полосой, серпом, молотом и пятиконечной звездой, а жёлто-голубой, да еще с оуновским трезубцем в придачу?

Другие материалы