По мере очищения территории Германии от войск вермахта перед союзниками по антигитлеровской коалиции вставали задачи налаживания нормальной жизни: обеспечение населения продовольствием и медицинской помощью, восстановление инфраструктуры, очищение органов местной власти от сторонников нацистов и т.п. В соответствии с Декларацией о поражении Германии союзники взяли на себя в отношении неё верховную власть, и вопросы управления встали перед ними в полный рост.
Хотя каждая из стран-союзниц получила свою зону оккупации, линия их действий должна была быть общей и сводиться к выполнению решений Крымской, а затем и Потсдамской конференций по уничтожению германского милитаризма и нацизма и созданию гарантий того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». С этой целью союзниками было решено «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; …стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа». Однако чем дальше, тем больше западные союзники отходили от согласованного курса, отказываясь от исполнения взятых на себя обязательств.
Из-за этого крайне напряженный характер приобрела работа Контрольного совета – высшего звена в системе союзнической администрации. Состоявший из главнокомандующих союзных армий он был призван обеспечивать согласованность их действий в зонах оккупации по главным вопросам, общим для всей Германии, а также контролировать новую германскую администрацию. Политически и юридически Контрольный совет являлся органом верховной власти союзников в Германии, он издавал законы и приказы, обязательные для администрации оккупационных зон и всех лиц, проживавших на территории страны.
По предварительной договоренности союзников Контрольный совет, как и входившие в его систему директораты (военный, политический, финансовый, репараций и поставок, по делам военнопленных и перемещённых лиц и др.), комитеты и подкомитеты действовали, руководствуясь принципом консенсуса. Необходимость достижения единогласия представителями всех четырех оккупационных держав, казалось бы, обязывала их к широкому сотрудничеству, но всё сложилось по-другому. Сказалось разное видение Советским Союзом, с одной стороны, и западными союзниками - с другой, путей решения германской проблемы и строительства новой Германии.
СССР, в соответствии с решениями конференций Большой тройки, добивался проведения таких мер, которые гарантировали бы от возрождения в оккупированной стране милитаризма и нацизма и предоставляли немецкому народу возможность осуществления демократических преобразований и создания миролюбивого государства. Этот курс настойчиво проводился не только в советской зоне оккупации, но и через представителей Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в органах союзной контрольной власти.
Иначе строилась политика западных союзников. При том, что в их стане не было полного единства (Франция, например, гораздо больше, чем Великобритания и тем более США, была озабочена недопущением реванша со стороны Германии), выбор курса на конфронтацию с СССР сомнений у всех трёх западных правительств не вызывал. Побеждённая Германия была нужна им как партнёр в противостоянии с СССР.
На первом совместном совещании главнокомандующих союзных армий 5 июня 1945 г. в Берлине маршал Г.К. Жуков предложил отвести войска союзников за установленную Крымской конференцией демаркационную линию, видя в этом условие начала деятельности Контрольного совета и работы в оккупационных зонах. Союзники пошли на эту меру лишь после длительных возражений и проволочек. Однако и отведя войска, они пытались подвергнуть ревизии договоренности, достигнутые в Ялте и Потсдаме. Именно такой смысл имела их попытка сохранить в своих зонах немецкие военные и полувоенные формирования. И делалось это с расчетом использовать бывших врагов против союзника - Красной армии в ходе возможной войны против СССР, к разработке плана которой правительство У. Черчилля приступило ещё до капитуляции Берлина.
Одновременно Комитет начальников штабов США, придя к выводу о том, что примерно равная военная мощь Советского Союза, с одной стороны, Соединённых Штатов и Британской империи - с другой, не позволяет рассчитывать на нанесения военного поражения друг другу, поставил вопрос о третьей силе, которая позволила бы западным державам создать потенциал, достаточный «для быстрого сокрушения СССР в войне». В качестве такой силы рассматривались немецкие военные формирования, сдавшиеся англо-американским союзникам, но не распущенные после окончания боевых действий. Из них в короткий срок можно было создать мощную военную группировку в составе войск группы армий «Висла» – 21-я армия и 3-я танковая армия, а также остатков 12-й и 9-й армий, перешедших через линию фронта американцев. По свидетельству командующего группой армий «Висла» генерала К. Типпельскирха, обе подчиненные ему армии, благодаря сепаратным переговорам с американцами, «были спасены от безоговорочной капитуляции на поле боя, которая неизбежно привела бы их в русский плен».
От агентурной разведки и из других источников командованию советских оккупационных войск стало известно о наличии в английской и американской зонах нераспущенных немецких формирований. Маршал Г.К. Жуков 10 июля 1945 г. указал англо-американскому военному командованию на факты грубого нарушения решений Потсдамской конференции о роспуске вермахта. Однако и спустя три месяца положение дел мало изменилось. Главнокомандующий советскими оккупационными войсками и глава СВАГ вынужден был вручить западным представителям в Контрольном совете меморандум, в котором приводились неопровержимые факты, указывавшие на то, что в провинции Шлезвиг-Гольштейн (британская зона оккупации) содержится целая группировка немецких войск, включавших армейскую группу «Норд», а также авиационные, танковые и специальные части вермахта и соединения германских ВМС. Здесь же находились около 1 миллиона немецких солдат и офицеров, не переведенных на положение военнопленных.
При обсуждении меморандума маршала Жукова членами Контрольного совета 30 ноября 1945 г. фельдмаршал Б. Монтгомери под давлением фактов вынужден был признать наличие в английской зоне оккупации организованных частей и соединений вермахта. Однако выполнять решения Потсдамской конференции, как и специальный закон, принятый Контрольным советом 20 августа 1946 г., о ликвидации германского вермахта, союзники не спешили.
Еще менее охотно они выполняли решения, касавшиеся военно-экономического разоружения Германии. Напомним соответствующее решение Ялтинской конференции: «Мы полны решимости… изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства». Программу военно-экономического разоружения Германии подтвердила и уточнила Потсдамская конференция. Она запрещала производство любого вида вооружений, всё промышленное производство ограничивалось уровнем послевоенных мирных потребностей немцев, одобренным союзниками. Все остальные производственные мощности подлежали изъятию в качестве репараций или уничтожению.
По данным Контрольного совета, военно-экономический потенциал Германии насчитывал 1251 военное предприятие, в том числе в американской зоне – 141, в английской – 348, во французской – 73, в советской – 689. Советская сторона дала исчерпывающие данные о количестве предприятий военной промышленности в своей зоне и характере производства на них. Союзники же занизили данные по своим зонам оккупации, «потеряв» при подсчётах как минимум 454 военных завода. Кроме того, они умышленно не включили в списки предприятий, представленных к репарациям, свыше 200 заводов.
Поставленные советскими представителями перед неопровержимыми фактами союзники вынуждены были частично признать «ошибки» при подсчетах и объявить о переводе ряда заводов в разряд подлежащих репарациям или перепрофилировании их на выпуск мирной продукции.
Как и в случае с затянувшимся разоружением взятых в плен немецких частей, саботирование союзниками решений о военно-экономическом разоружении Германии не было спонтанным. Этому предшествовала большая работа. Так, весной 1947 г. в США был опубликован доклад президенту Г. Трумэну, подготовленный одним из его предшественников Г. Гувером, который по поручению правительства США обследовал западные оккупационные зоны. В докладе предлагалось прекратить в западных зонах демонтаж военных предприятий, провести там сепаратную денежную реформу, вернуть к управлению экономикой немецких руководителей промышленности военного времени. В политическом плане предлагалось сформировать в западных зонах немецкое правительство и заключить с ним сепаратный мирный договор.
Такого рода шаги означали прямой разрыв с Потсдамом и отказ США, Великобритании и Франции от сохранения единого германского государства. Итогом стало образование вскоре на немецкой земле двух самостоятельных государств.
* * *
Между фактическим отказом США и Великобритании от военно-экономического разоружения побеждённой Германии в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций и сегодняшней поддержкой Западом неонацистского режима на Украине - прямая связь. Как тогда, так и сейчас, англо-американская верхушка готова на сотрудничество с кем угодно, лишь бы это приближало к решению главной и давнишней стратегической задачи англосаксов – сокрушению России.