В распоряжении The Financial Times оказалось письмо, которое премьер-министр Греции Алексис Ципрас, по данным газеты, направил тройке международных кредиторов, состоящей из представителей Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ. В послании Ципрас якобы «соглашается с большинством предложений относительно экономических реформ, которые были в воскресенье опубликованы Европейской комиссией». Между тем консультации Еврогруппы по долговому спору с Афинами возобновятся не раньше обнародования итогов референдума в Греции, назначенного на 5 июля.
***
За несколько месяцев, прошедших после победы коалиции СИРИЗА на выборах в Греции, две партии, которые до этого попеременно правили страной с 1974 года - ПАСОК и "Новая демократия" – были полностью дискредитированы. Первое левое правительство Греции со времени «горного правительства» партизан в годы нацистской оккупации пользуется сегодня значительной популярностью. Между тем «тройка», ответственная за экономическую катастрофу в стране (ЕК, ЕЦБ и МВФ) продолжает прежнюю политику. Угрозы, шантаж, ультиматумы – вот набор средств «тройки», пытающейся заставить премьера Алексиса Ципраса продолжить осуществление «планов экономии», чем послушно занимались его предшественники.
Потеряв за последние четыре года четверть ВВП и получив 27% безработных (свыше 50% среди молодежи в возрасте до 25 лет), Греция переживает тяжелейший социальный кризис. Несмотря на убедительные результаты январских (2015 г.) парламентских выборов, на которых Ципрас получил мандат на то, чтобы покончить с политикой «жёсткой экономии», Евросоюз продолжает добиваться «наказания» Греции.
Сложившаяся в Греции ситуация напоминает Чили начала 70-х годов, когда президент США Ричард Никсон пошел на устранение Сальвадора Альенде, чтобы на «заднем дворе» Соединенных Штатов никому неповадно было проводить самостоятельную экономическую политику. «Пусть чилийская экономика взвоет», - распорядился тогда Никсон. А когда она «взвыла», появился Пиночет с танками.
Организаторы тихого переворота, происходящего в Греции, используют более совершенные инструменты - рейтинговые агентства, банки, СМИ… В результате у правительства Ципраса только два варианта действий: либо продолжать осуществление своей программы и быть финансово удушенным, либо капитулировать перед «тройкой» и уйти в отставку, потеряв своих избирателей.
Больше всего «тройка» боится распространения «эпидемии» СИРИЗА на всю Европу. Накануне парламентских выборов в Греции президент ЕЦБ Марио Драги заявил, что его программа выкупа гособлигаций, то есть государственного долга стран еврозоны (на 60 млрд. евро ежемесячно), может быть применена к Греции только на определенных условиях. Иначе говоря, помощь нуждающимся может быть оказана лишь в случае, если они согласятся на внешнее управление из Брюсселя.
Однако греки намёк не поняли и проголосовали в январе за СИРИЗА. Руководитель Еврогруппы Йерун Дейсселблум сразу же поставил их на место: «Греки должны понять, что большие проблемы в их экономике не исчезнут оттого, что прошли выборы». Тут же напомнила о себе и директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, заявив, что исключений для той или иной страны ее учреждение делать не собирается. Мол, надо, платить.
Через некоторое время Марио Драги стал добиваться, чтобы экономика Греции «завыла». Безо всяких объяснений он прекратил финансирование греческих банков. Единственным стабильным источником фондирования для них осталась программа чрезвычайной поддержки ликвидности (Emergency Liquidity Assistance, ELA). Это очень неудобный механизм, еженедельно требующий продления. Так Драги повесил Дамоклов меч над правительством Ципраса.
А сейчас греков могут лишить и этого. Бундесбанк заявил, что ELA, согласно законодательству ЕС, не может быть механизмом финансирования правительств (греческие банки по-прежнему покупают краткосрочные долговые обязательства правительства). Рейтинговое агентство Moody’s в свою очередь оповестило деловой мир, что победа СИРИЗА отрицательно скажется на экономическом росте.
***
Главной темой переговоров правительства Ципраса с «тройкой» являются условия кредиторов – печально известные меморандумы, которые с 2010 года заставляли Афины проводить политику «затягивания поясов» и «сверхналогов». Свыше 90% сумм от кредиторов возвращаются к ним же, причем иногда уже на второй день, поскольку предназначаются на обслуживание долга.
Поскольку в таких условиях поправить дела в экономике невозможно, а невыплата долга означает банкротство, кредиторы получили в свои руки мощное оружие шантажа. Встречные требования Афин наталкивались на угрозу полного прекращения финансирования, даже через ELA.
Ещё в феврале Еврогруппа предъявила грекам ультиматум: либо следуете курсом предшественников, либо ищите деньги в другом месте. Ципрас попросил передышку на 4 месяца на тех условиях, что от него не требуют выплаты 7,2 млрд. евро, а за время «перемирия» стороны достигают соглашения, которое бы помогло оживить экономику, а затем на этой основе решить проблему долга. Одновременно греческое правительство рассчитывало на 1,2 млрд. евро из Европейского фонда (ЕФФС), которые не были использованы в ходе рекапитализации греческих банков, и на 1,9 млрд. евро, которые ЕЦБ получил на греческих облигациях и обещал вернуть. Однако в середине марта ЕЦБ вернуть их отказался. Это притом, что Ципрас шел на уступки: было решено не оспаривать программу приватизации предшественников и отложить повышение минимальной зарплаты.
Далее кредиторы потребовали дерегуляции рынка труда и легализации массовых увольнений. Еврокомиссия настаивает на дальнейшей приватизации. Интерес к этому проявляют прежде всего немцы, причем добиваются, чтобы имущество продавалось как можно дешевле.
Греки предлагали провести по своим долгам международную конференцию наподобие конференции 1953 года по Западной Германии, когда немцев освободили от большей части долгов и репараций, открыв тем самым дорогу «экономическому чуду». Однако предложение утонуло в море угроз и ультиматумов.
Последние два месяца переговоры с «тройкой» вместо министра финансов Греции Яниса Варуфакиса вел его заместитель Эфклидис Тсакалотос. Оценивая ход переговоров, он говорит: «Правительство столкнулось с переворотом нового типа. Нападающие не вооружены, как это было в 1967 году, танками. Они вооружены банками».