Российско-южноафриканские отношения имеют давнюю и удивительно интересную историю. Иногда эпизоды этой истории выглядят как героическая эпопея, порой - как детектив. Так, ещё в 1923 году южноафриканские коммунисты отправили голодающим в СССР 1300 фунтов стерлингов и более 1600 мешков кукурузы и муки (1). А в 1942-1944 годах южноафриканцы отправляли помощь Советскому Союзу, сражавшемуся с нацизмом (2).
Союзничество между Россией и ЮАР было тем более реальным, что пришедший к власти в 1994 году Африканский национальный конгресс (АНК) получал помощь от СССР, в том числе военную, на протяжении почти четырёх десятилетий. В 1969 году, когда военное крыло АНК «Умконто ве сизве» было на грани разгрома, именно эвакуация в СССР помогла спасти сотни бойцов этой организации. А сколько бойцов были подготовлены за эти годы в СССР! Многие из них до сих пор входят в правительство Южной Африки, а в 1994 году они составляли в южноафриканском правительстве абсолютное большинство. Поэтому в 90-х годах определёнными силами было сделано всё, чтобы подорвать отношения между Россией и новым правительством ЮАР. К тому же в 1994 году уже не было в живых ни генерального секретаря АНК Оливера Тамбо, ни генерального секретаря Компартии Криса Хани, которые поддерживали тесные отношения с Советским Союзом. Вышедший же из тюрьмы после 27 лет заключения Нельсон Мандела тесных отношений с Москвой не имел.
Опасаться союза между Россией и Южно-Африканской Республикой было кому. Союзничество – именно союзничество, а не просто двусторонние связи ЮАР и России – могло бы существенно изменить ситуацию на мировых рынках платины, алмазов, в значительно степени – золота. Так, две наши страны фактически могли бы создать «платиновую ОПЕК», причём намного более монолитную и влиятельную в своей области, чем Организация стран-экспортёров нефти: ведь вместе ЮАР и РФ владеют почти всеми запасами платины в мире.
Нельзя не заметить, что драматическое падение цен на платину с почти полутора тысяч долларов США за унцию в 2014 году до почти 900 долларов в 2015 году (3) произошло именно на фоне активизации политических и экономических отношений между Россией и ЮАР. Ущерб, который был нанесён Южной Африке этим безусловно умышленным сбросом цен, является не только экономическим, но и политическим, так как спровоцировал массовые волнения горняков и их забастовки. До сих пор события в «южноафриканской Сребренице» – Марикане (4) остаются серьёзным дестабилизирующим фактором в стране.
В марте 2013 года Российская Федерация и Южно-Африканская Республика подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. После принятия решения о создании Банка БРИКС в июле 2015 года правительство ЮАР немедленно объявило о создании филиала банка в Йоханнесбурге, а одна из ведущих южноафриканских энергетических компаний ЭСКОМ заявила о намерении стать первым получателем займа. Однако трудностей на этом пути у Южной Африки достаточно. После крушения режима апартеида в стране мало что изменилось в том плане, что экономическая власть по-прежнему принадлежит иностранному монополистическому капиталу, который в настоящее время трансформировался в капитал глобального уровня управления. Эти силы не может устроить проводимая АНК политика сближения с Россией. Провокация с попыткой ареста президента Судана Омара аль-Башира, который в июне прибыл в ЮАР на саммит Африканского союза, была вполне недвусмысленным сигналом. Несмотря на судебное решение арестовать аль-Башира, южноафриканское правительство позволило ему беспрепятственно покинуть страну. Продолжением провокации стал иск ряда оппозиционных партий против правительства за «нарушение конституции» и начало процесса импичмента президента Дж.Зумы. При этом было объявлено, что если импичмент Зумы не пройдёт внутри страны, то президент ЮАР может стать объектом расследования Международного уголовного суда (МУС). Дело в том, что за несколько дней до приезда Омара аль-Башира в ЮАР в ООН был обнародован доклад, в котором утверждалось, что южноафриканские войска, выполняющие миротворческую миссию в Центральноафриканской Республике (ЦАР), «совершили военные преступления». Заметим, что по ситуации в ЦАР Международный уголовный суда уже ведёт судебный процесс в отношении бывшего вице-президента Конго Ж.-П.Бембы и судят его по обвинению в преступлениях, якобы совершённых его войсками, которые помогали правительству ЦАР в борьбе с мятежниками.
Несмотря на все эти международные интриги, сотрудничество ЮАР с Россией продолжается. Несколько недель назад была объявлена программа развития ядерной энергетики ЮАР, в которой главное место (5), как можно ожидать, будет занимать Россия. Здесь тоже возникло яростное сопротивление. Сразу после объявления о заключении контракта многие газеты ЮАР запестрели антироссийскими материалами, где было всё, начиная от призывов воздержаться от игры в «русскую рулетку» (6), заканчивая агитацией за «зелёную» энергетику и наукообразной дискредитацией энергии мирного атома как таковой (7). На фоне постоянных отключений электричества в крупнейших городах страны (автору настоящей статьи, находясь в ЮАР, неоднократно приходилось писать при свете запасного фонаря), эти призывы выглядят лицемерием, не говоря уже о том, что они раздались в ответ на соглашение с Россией.
Особый статус отношений между Россией и ЮАР определяется не только уникальностью экономических ресурсов двух стран, но и стратегическим положением ЮАР на Африканском континенте. Панафриканская политика ЮАР делает её воротами в Африку. Особенно важно в связи с этим отметить такие континентальные инициативы ЮАР, как программа НЕПАД (Новое партнёрство в целях развития Африки) (8) и САДК (Организация стран Южно-Африканского региона) (9). Последние саммиты Африканского союза, САДК и КОМЕСА (10) показали, что Чёрный континент готов к серьёзным экономическим преобразованиям, причём не на основе программ МВФ, а на основе развития реального сектора экономики. Программа индустриализации САДК с ЮАР в качестве локомотива и курс на создание общего рынка почти на всей территории континента – серьёзное тому подтверждение.