Зачем Вашингтон и МВФ мутят воду с украинским долгом России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 декабря 2015 года Киев должен погасить России долг по займу в размере 3 млрд. долл. Украинские власти уже объявили, что в соответствии с принятым ими законом о моратории по долгам, денег Москве не заплатят. Хотя выход у Киева есть. Есть валюта на выплату долга (международные резервы равны 13 млрд. долл.), кроме того, МВФ имеет еще время перечислить Киеву эти злополучные 3 млрд. долл., чтобы он в свою очередь перевел их Москве. Однако Вашингтону, где теперь делается украинская политика, простых решений не надо, он хочет замутить воду, вдохновляя на это МВФ и власти Украины. 

Вокруг 3-миллиардного украинского долга атмосфера накаляется. Министр финансов Украины Наталья Яресько выразила пожелание провести двухстороннюю встречу с российским министром финансов Антоном Силуановым и обсудить возможность реструктуризации долга. Госпожа Яресько в очередной раз отметила, что Россия не сможет получить условий по реструктуризации, которые будут лучше, чем для других кредиторов. 

Напомню, что в прошлом месяце два министра финансов уже встречались по этому поводу в Лиме на саммите МВФ и Всемирного банка. Тогда на предложение провести реструктуризацию долга украинская сторона получила отказ. Основание отказа: предоставленный Россией в декабре 2013 года заем относится к категории суверенного, а долги по таким займам не могут быть предметом торга. После этого министр финансов РФ заявил, что в случае непогашения Киевом долга Москва будет вынуждена обратиться в суд Англии для удовлетворения своих требований. 

Под «другими кредиторами», о которых упомянула Яресько, имеются в виду частные кредиторы, согласовавшие на встрече в Лондоне 29 октября условия реструктуризации долгов Украины. Эти условия предусматривают списание 3,6 млрд. долларов долга по еврооблигациям на общую сумму около 18 млрд. долларов (получается 20-процентное списание). 

России как государству предлагается нечто неприемлемое:  сесть за один стол переговоров не просто с частными кредиторами, а с финансовыми стервятниками. Это публика, которая приобретала украинские долговые бумаги на вторичном рынке с дисконтом около 40% по отношению к номиналу. То есть даже списание 20% долга по условиям реструктуризации означает, что стервятники в накладе не остаются. А от России, предоставившей в декабре 2013 года заем в виде выкупа бумаг по полному номиналу и под процент, который был на тот момент в 2,5 раза ниже рыночного, хотят, чтобы она спасала киевский режим. 

В игру вступил министр финансов США Джекоб Лью. 11 ноября он заявил, что России следует пересмотреть позицию по долгу Украины. «Я думаю, они могли бы это сделать, признать, что реструктуризация дает возможность Украине вернуться к экономическому росту. Это критически важно для Украины, которая автоматически сможет отвечать по своим обязательствам», - сказал Дж.Лью в интервью радио BBC. 

А 13 ноября Джекоб Лью лично прибыл в Киев. Это первый в истории двух стран визит главного финансового чиновника США на Украину. Можно не сомневаться, что будет обсуждаться вопрос о том, как использовать встречу G20 в Анталье 15-16 октября, чтобы повлиять на позицию Москвы по вопросу 3-миллиардного долга. Украинский долг России превращается для дяди Сэма в идею фикс. 

При любом развитии событий украинский долг - это козырная карта России. При существующих правилах игры неуплата Киевом своего долга означает полномасштабный дефолт Украины, что автоматически перекрывает поступление новых траншей займа МВФ. 

По указке Вашингтона МВФ в ближайшие две недели может изменить правила игры. Один вариант изменений – подогнать статус российского займа под категорию «частный». Второй вариант – оставить статус займа прежним, но при этом продолжать перечисление новых траншей займа МВФ даже в случае объявления Киевом моратория по 3-миллиардному долгу. 

При обоих вариантах издержки для всей международной финансовой системы будут грандиозными. У многих стран возникнет соблазн использовать украинский прецедент для того, чтобы не платить по долгам. Издержки возникнут и для Украины. Частичный дефолт по украинскому долгу вкупе с российским иском в английском суде приведут к тому, что кредитный рейтинг Украины упадет до такого низкого уровня, при котором никто из частных инвесторов и кредиторов рисковать деньгами на Украине не захочет. Если в Москве точно рассчитают необходимые шаги, «незалежная» будет изолирована от мирового рынка капитала. Результат будет все тем же: Украине придется объявить полномасштабный дефолт. С моей точки зрения, 3-миллиардный долг мог бы оказаться даже более эффективным средством урегулирования отношений между Киевом и республиками Донбасса, чем минский процесс. 

Возня вокруг украинского долга России ставит под удар и МВФ. Кто захочет работать с международным финансовым институтом, который в угоду политическим интересам Вашингтона готов на ходу менять правила игры? Где гарантия того, что Киев, вдохновленный поддержкой Вашингтона, завтра не потребует реструктуризации своего долга перед самим Международным валютным фондом? Как Фонду реагировать в случае, если Греция, получившая летом этого года от Фонда пакет жестких требований вместо новых займов, потребует от МВФ пересмотра договоренностей с учетом украинского прецедента? И т.д. и т.п. 

Происходят и другие события, еще более запутывающие ситуацию вокруг долга Украины. 12 ноября в Киев прибыла миссия МВФ для того, чтобы решить вопрос о перечислении нового транша в рамках ныне действующего займа на сумму 17,5 млрд. долл. При этом для положительного решения по очередному траншу нет никаких оснований. Киев не сумел выполнить ни одного пункта из того пакета реформ, который стал приложением к соглашению о займе, подписанному в марте 2015 года (пакет содержит набор рекомендаций по налоговой системе, бюджету, приватизации, борьбе с коррупцией, «оптимизации» социальных программ и т.п.). 

Миссии МВФ не позавидуешь, поскольку любое ее решение по Украине повлечёт негативные последствия для этой международной финансовой организации. Принятие положительного решения миссии означало бы создание прецедента, который лишь обострит тот кризис, который Фонд переживает уже не один год. Принятие негативного решения было бы воспринято Вашингтоном - главным акционером Фонда - как бунт на корабле. И дядя Сэм применил бы весь набор средств для наведения порядка, вплоть до средства,  примененного к Доминику Стросс-Кану, который за отклонение от курса Вашингтона оказался в американском полицейском обезьяннике. 

Дополнительной головной болью для Вашингтона, Киева и МВФ является то, что не закрыта проблема долга по облигациям города Киева. Городские власти Киева допустили непогашение еврооблигаций на сумму 250 миллионов долларов. Городской совет Киева 5 ноября одобрил предварительные условия обмена облигаций участия в займах на общую сумму 550 миллионов долларов со сроком погашения в 2015-м и 2016 году на новые облигации внешнего госзайма (ОВГЗ) после списания основной суммы в размере 25% на совокупную основную сумму ОВГЗ в размере 412,5 миллиона долларов с погашением в 2019-м и 2020 году. 10 ноября неожиданно появилась информация: комитет кредиторов, которому принадлежит 38% облигаций города со сроком погашения в 2015 году и 22% облигаций со сроком погашения в 2016 году, не принял условия реструктуризации, которые предложил город. 

11 ноября на эту новость отреагировало международное рейтинговое агентство Fitch: оно понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте города Киева на одну ступень – с преддефолтного уровня "C" до дефолтного уровня "D". Для правительства Украины и для прибывшей в Киев миссии МВФ новость крайне неприятная. Положительное заключение миссии по перечислению очередного транша займа Фонда Украине становится еще более проблематичным.