Обострившаяся несколько месяцев назад ситуация в Республике Бурунди продолжает стремительно ухудшаться. После нескольких неудачных попыток оппозиции при поддержке внешних сил свергнуть президента страны П.Нкурунзизу наступает, судя по всему, время ещё более радикальных действий - развязывания гражданской войны по сирийскому или руандийскому варианту, создания «гуманитарной катастрофы», мнимой или реальной, и затем внешнего вторжения для «спасения гражданского населения».
Формально причиной нынешнего кризиса стали сначала выдвижение, а затем и победа президента П.Нкурунзизы на третий срок на выборах главы государства, состоявшихся в июле 2015 г. «Международное сообщество» встретило это истерической реакцией. Особенно неожиданной реакция была со стороны Африканского союза, который вообще отказался направлять наблюдателей на выборы. Отказался присылать своих наблюдателей и Европейский союз. Подобное могло произойти только в одном случае: при понимании, что выборы пройдут честно и правительство пользуется поддержкой населения. И уж особо неприлична эта истерия на фоне только что одобренного Африканским союзом так называемого референдума по отмене запрещения третьего срока в отношении управляющего соседней Руандой уже более двадцати лет президента П.Кагаме.
И вот теперь оказалось, что Нкурунзиза и правящая партия страны «Национальный совет в защиту демократии – Силы в защиту демократии» (НСЗД-СЗД) одержали победу честно. В только что опубликованном докладе миссии ООН по наблюдению за выборами в Бурунди говорится, что «голосование 29 июня» (парламентские выборы) «прошло без нарушений» и «подсчёт голосов прошёл без серьёзных инцидентов» (1). А выборы 21 июля (президентские выборы) прошли ещё более организованно: «Независимая Национальная избирательная комиссия провела подготовку к выборам на должном уровне и своевременно», «подсчёт голосов проходил в спокойной обстановке и был организован лучше, чем на парламентских выборах» (2). Несмотря на то, что оппозиция развязала антиправительственную кампанию, включая бойкотирование выборов, организацию провокаций с отзывом кандидатов и прямых попыток сорвать выборы (поджоги мест хранения избирательных бюллетеней и т.д.), правительству удалось в целом обеспечить порядок на выборах.
Обратим внимание: о том, что выборы в Бурунди прошли с соблюдением всех требований как внутреннего, так и международного права, Совету Безопасности ООН было сообщено только 16 декабря – через пять месяцев после их окончания! Случай беспрецедентный. Впрочем, доклад миссии наблюдателей ООН уже вряд ли остановит запущенный механизм разрушения Бурунди.
Дестабилизация Бурунди была организована по отработанной схеме. Сначала была создана оппозиция, затем был развязан террор в отношении и самой оппозиции, и гражданского населения с целью обвинить в этом правительство.
В сентябре президентом П.Нкурунзизой была создана Национальная комиссия по внутрибурундийскому диалогу, но именно такого диалога оппозиция как раз и не хочет, так как полагается на поддержку извне. Не случайно одним из требований оппозиции является проведение переговоров за пределами страны и под патронажем внешних посредников, которые хорошо известны. Прежде всего, это Евросоюз и бывшая метрополия Бурунди – Бельгия. ЕС уже ввёл санкции против Бурунди, а Бельгия остановила двусторонние программы сотрудничества. Прямым участником вооружённого конфликта в Бурунди выступает соседняя Руанда, которая готовит боевиков как внутри Бурунди, так и за её пределами. Под прикрытием массового исхода беженцев (в чём также обвиняют правительство Бурунди) организуется подготовка вооружённых боевиков на территориях Танзании, Конго (ДРК), Уганды и той же Руанды. В октябре власти Бурунди выслали из страны советника-посланника посольства Руанды после того, как в его резиденции был обнаружен склад с оружием.
Убийства в Бурунди совершаются почти ежедневно. С мая по октябрь было убито более 220 человек, причём интенсивность убийств нарастает: 55 человек убиты только в октябре. Среди главных жертв можно назвать помощника президента страны генерала А.Ншимириману (бывшего руководителя разведки) и полковника Ж.Бикомагу (бывшего начальника Генштаба). Едва выжил во время покушения действующий начальник Генштаба П.Нийонгабо, который сыграл решающую роль в пресечении государственного переворота в мае 2015 г.
Убивают не только представителей правящей партии, но и оппозиционеров. Это по законам жанра - «сакральные жертвы». Для большего нагнетания обстановки ряд стран-членов ЕС эвакуировали свои дипломатические миссии.
Власти Бурунди обвиняют в пытках и внесудебных казнях - и все эти обвинения раздаются на фоне нападений бандформирований на полицейские и военные базы! Президенту и правительству Бурунди, получившим на выборах поддержку большинства населения страны, фактически предъявлен ультиматум, причём с неожиданной стороны, а именно со стороны Африканского союза (АС). 17 ноября Совет мира и безопасности АС предложил направить в Бурунди миротворческую миссию в составе 5 тысяч военнослужащих и полицейских. Правительство Бурунди отказывается принять эту миссию, но АС настаивает: в последнем обращении к Р.Нкурунзизе глава Комиссии АС «рекомендует» ему «получить согласие правительства на ввод войск».
Есть основания полагать, что одной из причин обострения ситуации в Бурунди является попытка дестабилизации ситуации ещё и в… Южно-Африканской Республике. В настоящее время руководителем Комиссии Африканского союза является гражданка ЮАР Дламини-Зума, которая в определённых кругах «рассматривается» в качестве вероятного будущего президента страны. Кроме того, только что проведены первые крупные учения недавно созданных Африканских войск оперативного реагирования, и трудно отделаться от ощущения, что навязчивые требования ввести войска в Бурунди имеют целью не только Бурунди. ЮАР уже давно пытаются поссорить с соседями. Сначала были обвинения в отношении южноафриканских солдат в совершении военных преступлений в Центрально-Африканской Республике, затем – странные события, названные «проявлением ксенофобии», прокатившиеся в ЮАР в начале 2015 года, а теперь вот сфабрикованные обвинения против правительства Бурунди и попытка ввести войска в страну без согласия правительства, то есть совершить акцию, балансирующую на грани коллективной агрессии.
Связь между недавним декретом президента Бурунди П.Нкурунзизы, передающим российской компании право на разработку урановых месторождений вместе с сопутствующими месторождениями тантала, вольфрама и других полезных ископаемых, и готовящейся интервенции в Бурунди установить нетрудно. С этой точки зрения ЮАР - ещё более лакомая добыча.