13 января 2015 года Еврокомиссия устами первого заместителя председателя ЕК, комиссара по межведомственным отношениям и верховенству права Франса Тиммерманса заявила о начале процедуры проверки соответствия решений польского сейма о Конституционном суде и СМИ принципу верховенства закона.
Конечным итогом процедуры может стать лишение Польши права голоса в Европейском союзе. Лидер фракции либеральных демократов в Европарламенте бельгиец Гай Ферхофштадт заявил, что Брюссель пошёл на столь жёсткий шаг, дабы не допустить развития событий в Польше «по венгерскому сценарию».
Что касается Венгрии, то наднациональным структурам ЕС она не угодила тем, что долгое время отказывалась присоединиться к антироссийским санкциям, высказывала недовольство наращиванием группировки НАТО в Европе и не выразила горячей поддержки государственному перевороту на Украине в феврале 2014 года.
В действиях нового польского правительства Брюсселю не нравится, в частности, то, что по инициативе правящей партии «Право и справедливость» («ПиС») был принят закон о регулировании государством работы общественных СМИ и Конституционного суда. Тиммерманс уже заявил о готовности вылететь в Польшу для обсуждения данного вопроса с польским руководством, которое своими действиями ставит под угрозу базовые принципы Евросоюза.
В Польше на выпады ЕК реагировали достаточно резко.
Премьер-министр Беата Шидло заметила, что демократическим институтам в их стране ничто не угрожает. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил, что в Брюсселе неверно оценивают ситуацию в Польше, и это может привести к ухудшению отношений между Варшавой и ЕС.
Депутат сейма Марек Якубяк (избран от движения Павла Кукиза «Кукиз-15») отметил недопустимость иностранного вмешательства во внутренние дела Польши: «О состоянии нашей демократии мы позаботимся сами. Братской помощи нам не надо. Нет причин, чтобы с нами разговаривали, как с европейцами второго сорта», - заявил Якубяк.
Уполномоченный МИД Польши по юридическим вопросам и правам человека Александр Степковский уточнил, что в своём порыве ЕК вышла за дозволенные юридические рамки, поскольку надзорные функции в отношении страны-члена ЕС должны осуществлять общесоюзные учреждения (например, Совет Европы), а не отдельные страны.
«Отдельные страны» - это намёк на Германию и её союзников (Нидерланды, Люксембург), которые громче других грозят Варшаве серьёзными последствиями, вплоть до санкций. Франс Тиммерманс представляет в Еврокомиссии как раз Нидерланды, а Гюнтер Эттингер, европейский комиссар по цифровой экономике и обществу, и Мартин Шульц, председатель Европарламента (оба являются ярыми сторонниками «наказания» Польши), – представители Германии.
Тот же М. Якубяк указал на скрытые причины антипольской позиции Берлина: «В отношениях с Польшей Германия думает не об общих идеях, а только об экономических интересах на территории Польши и гигантской прибыли, выколачиваемой из нашей страны… Немецкие интересы есть практически в каждой отрасли польской экономики». В частности, весьма значительным является присутствие германского капитала в польских СМИ.
Министр юстиции Польши Збигнев Зёбро направил Ф. Тиммермансу открытое письмо, где выразил недоумение давлением Брюсселя «на демократически избранные парламент и правительство» Польши и напомнил о заинтересованном молчании ЕК в ситуации, когда правившая ранее партия «Гражданская платформа» («ГП») во главе с нынешним председателем Совета Европы Дональдом Туском, которого в Польше считают ставленником Берлина, «монополизировала работу Конституционного суда».
Председатель Совета Европы Д. Туск – бывший премьер-министр Польши, но самой Польше это мало чем может помочь. Д. Туск оказался в сложном положении. Представитель оппозиционной, а ещё совсем недавно правящей партии «Гражданская платформа» («ГП»), он, с одной стороны, заинтересован в ослаблении позиций «ПиС» в стране и на международной арене, с другой - не может открыто поддержать Брюссель, так как знает, что поляки ему этого не простят.
В итоге Д. Туск выбрал промежуточную позицию: заверил европарламентариев, что поляки – самый проевропейский народ, и напомнил, что для правящей «ПиС» он лично – враг №1 «и не только потому, что сидит в Брюсселе».
Это заявление ещё больше обострило ситуацию, спровоцировав внутриполитические разборки в самой Польше. Член Европейского парламента Здзислав Краснодембский («ПиС») заявил, что полякам ещё предстоит узнать степень причастности «ГП» к принятию Еврокомиссией антипольского решения.
Слова пришлись к месту. Многие поляки сейчас задаются вопросом, действительно ли позиции Польши в Европе так прочны, как их убеждал в этом Дональд Туск. Напрашивается ответ: если бы были прочны, вряд ли ЕК осмелилась столь бесцеремонно разговаривать с Варшавой.
Согласно внутреннему законодательству ЕС, процедура ограничения полномочий государства-члена ЕС, чьё поведение несёт «системную угрозу» фундаментальным принципам Европейского союза, может быть инициирована Еврокомиссией, Европарламентом или третью всех членов Союза, в котором состоят 28 стран.
Со страной-«нарушителем» предусмотрен структурированный диалог. В случае отказа «нарушителя» подчиниться запускается процедура наказания в виде отказа в финансировании инфраструктурных проектов и вплоть до лишения права голоса в институтах ЕС.
По сути Берлин так и делает: инициирует разбирательство руками ЕК, но через своих союзников в европейских структурах. Геополитические интересы Германии проступают в этом совершенно отчётливо. Ведь действия Варшавы, несущие «системную угрозу» сложившемуся европейскому порядку, грозят подорвать гегемонию немцев в Восточной Европе, которая и есть синоним «европейского порядка». Как написал один из польских журналистов, ещё минута - и Польшу обвинят в нападении на Германию в 1939 году.