Перед первыми в борьбе за пост президента США выборами единого кандидата от Демократической партии в Айове (1 февраля) сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс, который позиционирует себя как «демократического социалиста», по уровню симпатий среди однопартийцев вплотную приблизился к Хиллари Клинтон.
В ходе опроса The Register / Bloomberg, проведенного за три дня до праймериз в Айове, выяснилось, что Клинтон имеет поддержку 45% избирателей-демократов этого штата, тогда как Сандерс - 42%. Учитывая, что статистическая погрешность при этом опросе составляла 4%, два потенциальных кандидата в президенты от Демократической партии приблизились к промежуточному финишу, каким является партийная номинация, практически с равными шансами.
74-летний Берни Сандерс для американского политика скорее атипичен. Конечно, он не грозил «одиночным походом» в борьбе за президентство (для этого он недостаточно богат), но и назвать его «обычным демократом» тоже сложно. Его появление в ведущей группе претендентов на президентский пост в Америке – свидетельство определенного кризиса традиционной американской политической культуры.
Сандерс – первый сенатор-социалист «в полуфинале президентской кампании», нарушающий общепартийную традицию отношений с большим бизнесом. Он союзник активистов Occupy Wall Street, его брат Ларри Сандерс участвовал в схожем движении в Англии. Сандерса можно было бы назвать кумиром шестидесятников, нонконформистов, но ему недостаёт харизматического блеска, а его сторонникам – энергии. Недаром главной проблемой Сандерса (на стадии праймериз) американские политологи назвали то, что «его избиратели неохотно ходят на выборы». Против него может сработать и еврейское происхождение: при всём влиянии в Америке этой этнической группы её представители не выдвигаются на публичную политическую роль первого плана, каковой является роль президента США.
Интересно отметить, что в 1985 году Сандерс предпринял визит в Никарагуа, выражая таким образом поддержку Сандинистской революции и лично Даниэлю Ортеге. Ещё более примечательным было другое заграничное путешествие Сандерса, совершённое им в 1988 году, в эпоху горбачёвской перестройки, когда, будучи тогда мэром Берлингтона (штат Вермонт), он провёл свой медовый месяц в СССР, в Москве и Ярославле. По его словам, он находился в этой поездке также и с политической миссией.
В ходе предвыборных теледебатов с участием Хиллари Клинтон Берни Сандерс использует ряд тезисов, которые могут оказаться достаточно привлекательными в глазах широкой американской публики. Вот некоторые из них:
— Хиллари, которая, как и её муж Билл, является (это общеизвестно) фавориткой Уолл-стрит, пополняет свой избирательный фонд взносами таких гигантов, как CitiGroup и Goldman Sachs (за одно из выступлений Goldman Sachs, этот один из крупнейших в мире инвестиционных банков, заплатил Хиллари 600.000 долларов), тогда как он, Сандерс, ведёт президентскую кампанию за счёт небольших частных пожертвований (что тоже общеизвестно).
— Многое из того, чего следовало бояться и что произошло в мире в последние годы, произошло из-за того, что «Хиллари Клинтон проголосовала за войну в Ираке».
— Нельзя, чтобы о Соединённых Штатах думали как о мировом полицейском.
— Для борьбы с «Исламским государством» должна быть создана коалиция с участием России.
— Саудовская Аравия, вместо того чтобы вести войну в Йемене, должна бороться в Сирии с «Исламским государством».
— Соглашения вроде Транстихоокеанского партнёрства ведут к потере рабочих мест в США (интересно, сохранит ли Сандерс эту критику действующей демократической администрации в дальнейшем, после того как в конце января по приглашению Белого дома у него состоялась встреча с президентом Бараком Обамой «для обсуждения текущих вопросов»).
Стоит, наверное, отметить также, что Сандерс приветствовал нормализацию отношений США с Кубой и Ираном. Вместе с тем этот «большой друг СССР», как его когда-то называли, продолжает поддерживать санкции против России.
Прогнозы - дело ненадёжное. Поэтому на сегодняшний день, характеризуя позиции «атипичного Сандерса» в президентской гонке, достаточно сказать то, что сказал руководитель его избирательной кампании Jeff Weaver накануне праймериз в Айове: «За восемь месяцев мы прошли в своей кампании очень большой путь. В мае прошлого года, согласно данным опроса The Register/Bloomberg, мы отставали от лидера на 41 пункт. Теперь мы идём практически вровень».