Чем придётся расплачиваться Украине за польские программы развития

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Все последние годы и в Европе, и в США произносили одни и те же магические для Украины слова: выделим, дадим, выделим, дадим, выделим, дадим. И не только произносили слова, но и выделяли, и давали, и всё ещё дают… В том числе безвозмездно - через разного рода программы, гранты, проекты. А если дают, то почему не брать? Вот и протягивают руку за подаянием, уже давно ничего не стыдясь. К подачкам привыкли, их ждут, и особенно изобретательна по этой части Польша.

Чтобы легализовать движение финансирования по грантам и программам, стали разнообразить форматы сотрудничества. Например, на западной границе Украины возникли так называемые «еврорегионы». Финансирование украинских «патриотических сил» из-за рубежа шло через привлекательные на первый взгляд проекты по развитию территорий, по формированию логистических приграничных центров, по поддержанию культурных и туристических связей. Объявлялись тендеры, предлагались гранты. Стоимость таких «работ» колебалась в диапазоне от 20 до 500 тыс. долларов. 

Если мы посмотрим на результаты этого освоения финансов, а это за 20 лет миллионы долларов, то мы не увидим ни развитых «по европейскому образцу» территорий, ни новых туристических центров и логистических систем, а увидим миллионы трудовых мигрантов, депрессивное население и практически полное отсутствие малого и среднего бизнеса. Увидим также, что, несмотря на все подачки, западные территории Украины так и не смогли выйти из состояния дотационных территорий. И никто не думал, что за щедрость грантодателей когда-нибудь придётся расплачиваться. 

И вот время расплачиваться пришло. Богатейшая ещё четверть века назад страна уплывает под внешнее управление. Только с учетом этого начинаешь понимать масштаб катастрофы и соотносить копеечные гранты и программы с безвозмездной сдачей чужестранцам территории, на которой расположен географический центр Европы.

* * *

…Теперь уже понятно, почему в 2013 году по муниципальным образованиям Украины свободно прошлись польские специалисты, бесплатно обучая украинцев «техникам развития территорий». В Польше утверждена и финансируется программа «Развитие малых городов Украины». Какое, спросите, отношение имеет Польша к малым городам Украины? О! Оказывается, ещё как имеет! Сегодня Польша начинает возвращать вложенные в украинских грантоедов деньги. А вернуть их можно по-разному. Можно и муниципальными образованиями - вместе с землёй, народом, со всей инфраструктурой…

В Польше для целей освоения Украины специально создан Институт восточноевропейских исследований. Здесь куются программы, сочиняются проекты, предлагается игра…. На Украине у этого института есть организации-помощники. Одной из таких организаций является, например, Львовский центр науки, инноваций и информатизации. Что касается подбора контингента обучаемых на уровне украинских муниципальных образований, то такой подбор ведётся тщательно: контингент формируется из мэров малых городов, глав районных администраций, ведущих специалистов, начальников департаментов и управлений. Стержнем обучения является привитие людям мысли о том, что в Евросоюзе, особенно в Польше, заботятся о лучшем будущем Украины. Желающих приглашают приехать в Польшу и продолжить там обучение. Всё бесплатно.

Активно действует Польша и в области развития пограничной инфраструктуры на Украине, предполагая, наверное, что создаёт эту инфраструктуру уже для себя. Так, ещё в 2008 году польское правительство планировало выделить более 187 млн. евро на реконструкцию пунктов пересечения границы с Украиной. Нетрудно догадаться, чьей собственностью должна стать инфраструктура украинской границы, созданная на деньги поляков. А главное, была проведена большая информационная работа по изменению сознания щирых и свидомых украинцев, которых готовили к тому, что… это уже не их территория… 

* * *

17 декабря 2015 года Европейская комиссия приняла Решение №C (2015) 9138 об утверждении Программы трансграничного сотрудничества Европейского института соседства Польша - Беларусь - Украина на 2014-2020 годы. В марте 2016 года состоится первое заседание Совместного мониторингового комитета Программы, на котором будут определены условия её запуска. 

Часть нового поколения на Украине – это подростки и молодые люди, вырастающие на деньгах, зарабатываемых их родителями в соседней Польше. Работу украинские трудовые мигранты, как правило, выполняют низкоквалифицированную. В основном это сфера услуг или работа в польских домохозяйствах. По экспертным оценкам, на территории Польши работают от 1 до 2 млн. граждан Украины, а те, кто имеет право на официальную работу, получают совокупный доход около 5 млрд. евро в год. В одном из своих интервью «Польскому радио» министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский сообщил, что «в 2015 году Польша выдала гражданам Украины около 900 тысяч виз, включая визы с разрешением на работу. Около 65 тысяч украинцев имеют карту поляка, которая приравнивает их в правах к гражданам Польши».

В декабре 2015 года Польша открыла Украине кредитную линию на сумму 1 млрд евро для пополнения золотовалютных резервов. В числе последних направлений деятельности правительства Польши на Украине - проект «Развитие предпринимательства среди населения, пострадавшего в результате конфликта» с общим бюджетом 230 тыс. долларов. Разработчики проекта считают, что он будет способствовать поддержке самозанятости и созданию дополнительных рабочих мест как для переселенцев, так и для жителей принимающих общин в Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, а также на части территории Луганской и Донецкой областей, находящейся под контролем Киева. Реализация проекта идёт в полную силу и с большим размахом.

Как заявил в одном из интервью заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Павлик, в рамках данного проекта, в частности, предусматривается: проведение тренингов по развитию навыков предпринимательской деятельности; предоставление юридических консультаций для облегчения процесса регистрации бизнеса; предоставление грантовой поддержки для открытия собственного дела. «Нынешняя геополитическая ситуация только укрепляет нашу решимость касательно необходимости поддерживать Украину в дальнейшем», - отметил К.Павлик. И первую очередь, подчеркнул он, для того, чтобы «изменить образ сознания» тех, кому оказывается поддержка. По словам польского чиновника, Польша в новой программе сотрудничества на 2014-2020 годы сократила число приоритетных стран с 20 до 10, но Украина по-прежнему занимает в польском списке приоритетов высокое место.

Польша сегодня видит себя участником большой геоэкономической игры как в рамках Европейского союза, так и за его пределами. Уже сейчас поляки стремительно расширяют рынок товаров и услуг собственного производства. Основу польского экспорта в последнее десятилетие составляло сельское хозяйство, химия и строительные материалы. Однако одним из препятствий к расширению рынка является политика формирования цены труда. Дело в том, что поляки в больших количествах покидают Польшу в поисках более высокой заработной платы. В последние годы наблюдается большой отток рабочей силы из Польши в Англию, Германию, США. Основной деятельностью поляков в этих странах становится не профессиональный, а низкоквалифицированный труд, что, разумеется, снижает их профессиональную пригодность в случае обратного возвращения в Польшу.

Освобождающиеся места на польских предприятиях предполагается закрывать трудовыми мигрантами. Акцент сделан на восточнославянские страны - Украину, Белоруссию и Россию. Для этих целей уже разработан ряд программ, которые в дальнейшем предполагается расширять: а) для граждан других стран, которые имеют польские корни, введена программа получения «Карты поляка», которая практически приравнивает иностранных граждан к гражданам Польши; б) для молодых людей принята программа лояльного приема иностранных студентов в польские вузы с получением «Карты по быту», которая предоставляет возможность во время обучения и после его окончания официально устроиться на работу, а спустя некоторое время получить гражданство; в) для взрослого трудоспособного населения также предусмотрена возможность официально получить работу, а по достижении определённого трудового стажа - польское гражданство; г) для предпринимателей созданы условия для начала и развития предпринимательской деятельности на территории Польши с возможностью получения гражданства.

Вышеназванные программы говорят о том, что Польша будет стремиться выкачивать качественные трудовые ресурсы из соседних стран. По всей видимости, с каждым годом эта политика будет принимать всё более широкий размах. Однако даже если украинская молодая поросль и готова ринуться с головой в освоение европейских просторов, осуществлению этих планов может серьёзно помешать разрастающийся миграционный кризис, который уже накрыл всю Европу, включая Польшу. 

Изменённое по польским обучающим методикам сознание украинца может сыграть с ним и с его страной коварную шутку.