Последние пять лет были ознаменованы глубоким религиозным, политическим и военным кризисом на Ближнем Востоке. Рушились границы, лилась кровь, не прекращался исход населения в другие части света. Именно в такие кризисные периоды, как правило, проясняется, кто является настоящим другом арабских народов, их надежным партнером, а кто эксплуатирует их беды.
Одним из важнейших международных факторов последнего времени стало повышение влияния России на Ближнем Востоке. В немалой степени это было обусловлено тем, что в отличие от США, с легкостью сдавших своего многолетнего стратегического партнера, президента Египта Хосни Мубарака, Россия решительно поддержала своего союзника – Сирию, отстаивая ее суверенитет и территориальную целостность. Последовательная политическая линия России привела к тому, что к партнерству с ней стремятся сегодня такие разные государства, как Египет, Ирак, Иордания. На Москву с надеждой смотрят противоборствующие силы в Йемене. И даже среди монархий Персидского залива, упорно стремящихся к смене режима в Сирии, зреет убеждение в необходимости стратегического диалога с Россией.
Как реагировал Арабский мир на установление с 27 февраля перемирия в Сирии?
Ливанская газета «Ан-Нахар», которая, вообще-то, всегда симпатизировала сирийской оппозиции, противоборствующей правительству Башара Асада, пишет, что сегодня именно Россия, а не США определяет условия мира в Сирии (1). Россия, по мнению газеты, в противовес эскалации сирийского конфликта выбрала единственно правильный путь - мирное урегулирование. «На руках у русских нет крови сирийцев, поэтому умеренная сирийская оппозиция предпочтет договариваться с русскими, а не с Асадом», - подчеркивает «Ан-Нахар». Для ливанских журналистов важно, что своими действиями в Сирии Россия доказывает приверженность международному праву, в частности резолюции 2254 Совета Безопасности ООН и женевским договоренностям. Любопытна ещё одна деталь в комментарии «Ан-Нахар»: по мнению ливанских журналистов, США и Россия в Сирии не доверяют друг другу.
Другая ливанская газета Daily Star, финансируемая лидером движения «Мустакбаль», просаудовским политиком и бывшим премьер-министром Ливана Саадом Харири, пишет: «Россия в Сирии, как и ранее в 2014 году на Украине, переиграла американцев». По мнению редакции газеты, вооруженное вмешательство России в сирийский конфликт, которое началось 30 сентября 2015 года, стало для США и стран Евросоюза полной неожиданностью. Благодаря действиям российских ВКС, позиции террористической группировки ДАИШ («Исламское государство») и некоторых других оппозиционных вооруженных формирований были существенно ослаблены, а Запад во многом утратил влияние на ситуацию. Ливанская газета цитирует характерное высказывание президента Франции Франсуа Олланда, который заявил в одном из интервью: «Если бы США сделали что-либо для ограничения влияния России в этом вопросе, мы бы к этому присоединились. Но так как США молчат, Европе тоже нет резона противодействовать России».
Ливанская «Аль-Ахбар», которая отражает взгляды «Коалиции 8 марта», возглавляемой движением «Хезболла», акцентирует внимание на так называемом «плане Б», о котором первым завёл речь госсекретарь США Джон Керри, заявивший, что в случае провала перемирия в Сирии у Вашингтона имеется альтернативный план по разделу страны.
«Аль-Ахбар» полагает (2), что осуществлением этого плана может стать саудовско-турецкая интервенция, при которой саудовские войска вторгнутся в Сирию с юга, со стороны Иордании, а турки - с севера. Опасность саудовско-турецкой интервенции, которая перечеркнула бы договорённости России и США и растоптала резолюцию СБ ООН от 27 февраля, полностью не снята до сих пор. Предлогом для такого вооружённого вмешательства стала бы борьба против «Исламского государства», а действительной целью – всё та же смена режима в Сирии.
При этом Турция вынашивает собственные планы раздела Сирии. Эрдогана страшит, что после состоявшейся легитимации автономии иракских курдов и грядущего создания автономии сирийских курдов появится и автономия турецких курдов с центром в Диярбакире.
Главный вывод, который делает ливанская газета, анализируя пресловутый «план Б», состоит в том, что осуществление планов раздела Сирии несет потенциальную опасность всем странам региона, не исключая и вынашивающую эти планы Саудовскую Аравию.
Любопытная точка зрения на политику России на Ближнем Востоке высказана (3) в статье Рагиды Дергам «Необходим российско-арабской стратегический диалог», опубликованной в общеарабской газете «Аль-Хаят». Журналистка пишет, что в настоящее время арабы имеют ограниченное влияние на ситуацию в своем регионе. «Хозяевами положения в регионе являются сейчас русские и американцы. Пора перестать уподобляться страусу и признать эту истину», - пишет Р.Дергам, призывая к выработке консолидированной арабской позиции в общении с великими державами. Учитывая ориентацию «Аль-Хаят», понятно, что данная позиция должна отражать в основном интересы монархий Персидского залива.
Р.Дергам ссылается на наработки Бейрутского института стратегических исследований. Этот think tank советует ответственной арабской элите покончить с разногласиями и сосредоточиться на решении наиболее острых проблем региона – сирийского и йеменского кризисов, после чего приступить к урегулированию в Ираке и Ливии. При этом, по мнению аналитиков Бейрутского института, сотрудничество с Россией в решении данных конфликтов не только возможно, но и необходимо. «У некоторых представителей арабской элиты укоренилось мнение о том, что Россия и Иран в Сирии являются стратегическими партнерами. Это не так. Эти государства преследуют разные цели. До российского военного вмешательства в сирийский кризис Иран держал ключи от Сирии. Можно сказать, что русское вмешательство было даже благотворным. Если бы его не было, Сирия в конце концов оказалась бы разделенной между Ираном и «Исламским государством». Ведь ненависть суннитской оппозиции в Сирии к шиитскому Ирану настолько велика, что она никогда не пошла бы на договор с ним. Между тем Россия нейтральна в религиозном отношении. Она не собирается «шиитизировать» суннитскую Сирию. Более того, в России проживают 17 миллионов мусульман, в большинстве своем сунниты, и Москва должна учитывать их мнение. На повестку дня выходит, таким образом, арабско-российский стратегический диалог и сотрудничество по урегулированию сирийского кризиса», - пишет Рагида Дергам.
Даже этот беглый взгляд на то, какие точки зрения высказываются в арабских СМИ по поводу перемирия в Сирии, показывает, что общественное мнение Арабского мира во многом вполне самостоятельно по отношению к западным влияниям, что даёт основание для развития не только российско-американского и российско-иранского, но и российско-арабского диалога - особенно с учётом возросшего влияния России на Ближнем Востоке.