Осталось три месяца до референдума в Великобритании по вопросу дальнейшего пребывания этой страны в Евросоюзе. Правда, это не значит, что правительство Её Величества хочет покинуть Евросоюз. Объявляя проведение референдума, правящие консерваторы преследуют другие цели.
Во-первых, добиться от Брюсселя привилегированных условий пребывания Великобритании в ЕС. Поэтому, как отметил Project Syndicate, «…премьер-министр Дэвид Кэмерон и его правительство были вынуждены притворяться, будто замышляют развод на случай, если ЕС отвергнет их требования».
Во-вторых, сохранить свои ведущие позиции в британской политике на фоне поднимающихся евроскептиков, влияние которых с началом греческого финансового кризиса, а затем кризиса с мигрантами быстро растет.
Первый замысел консерваторам удался. На саммите ЕС 18-19 февраля Кэмерон добился практически всего, чего требовал от Брюсселя. Лондон получил согласие урезать социальную помощь и пособия на детей для трудовых мигрантов, а также добился разрешения не участвовать в процессе углубленной интеграции ЕС. Великобритания будет самостоятельно решать, какие законы ЕС в сфере юстиции и внутренних дел применять во внутреннем законодательстве, а какие нет. Фунт стерлингов признан равноправной с евро валютой ЕС.
Многие, и не без оснований, считают, что Лондон унизил Евросоюз. Тем более что после саммита Кэмерон позволил себе заявить: «Я не люблю Брюссель, не люблю Евросоюз, но я люблю Великобританию».
Со второй задачей консерваторы справиться пока не смогли. Сказать, что после уступок Брюсселя евроскептические настроения в стране пошли на убыль, нельзя. Опрос общественного мнения, проведенный компанией ORB для газеты The Daily Telegraph 11 – 14 марта, показал, что 49% британцев выступают за выход страны из ЕС, что на 2 процентных пункта превышает число тех, кто против, в то время как 4% опрошенных пока не определились.
Британские сторонники выхода из ЕС сформировали несколько межпартийных платформ. Наибольшее влияние имеет Vote Leave («Голосуй за выход»). Она основана миллиардером Питером Кродэсом и одним из спонсоров лейбористов Джоном Милзом. К платформе примкнул мэр Лондона Борис Джонсон и министр юстиции Майкл Гоув, связанный с медиамагнатом Рупертом Мердоком. Всего же кампанию за выход Британии из ЕС поддерживают 122 из 330 депутатов-консерваторов и пять из 24 министров. Помимо Vote Leave, активна платформа Leave EU («Покинуть ЕС»), где доминирует Партия независимости.
Поддерживают выход Британии из Евросоюза объединение бизнесменов «Бизнес для Британии» и влиятельные британские СМИ - издания Daily Star и Daily Express из концерна Ричарда Десмонда, The Daily Telegraph из медиахолдинга Конрада Блэка, The Sun и The Times, принадлежащие Руперту Мердоку.
Вероятный преемник Кэмерона на посту лидера консерваторов Борис Джонсон в The Daily Telegraph пишет: «Фундаментальная проблема остается: у них (сторонников евроинтеграции) есть идеал, который мы не поддерживаем. Они хотят создать действительно федеральный союз, e pluribus unum (из многих единое), в то время как британский народ этого не хочет». Политик сравнивает выход Великобритании из ЕС с освобождением из тюрьмы. «Будто бы заключенный оставил тюремную дверь открытой, и люди смогли увидеть за чертой залитую светом землю», — говорит Джонсон, добавляя, что с плеч британского бизнеса в этом случае «упадет тяжелое бремя».
В этой ситуации лицемеривший раньше Дэвид Кэмерон теперь открыто призывает британцев не голосовать за выход из ЕС. Великобритании потребуется от семи до десяти лет на то, чтобы преодолеть последствия возможного выхода из Европейского союза, заявил британский премьер в интервью газете The Independent on Sunday.
Предстоящий британцам референдум активизировал евроскептиков в других странах-членах Евросоюза. Особенно сильны евроскептические настроения во Франции, Германии, Испании и Швеции. Больше других хотят референдума во Франции, где последовать британскому примеру желают 53% граждан. В Швеции и Испании таких соответственно 49% и 47%. В Германии вынести вопрос членства в Евросоюзе на референдум хотели бы 45% граждан.
Однако этим перечнем список европейских стран, население которых готово обратиться к оружию референдума, не исчерпывается. Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка уже заявил, что в Чехии тоже состоятся дебаты по вопросу о членстве этой страны в Евросоюзе, если Великобритания проголосует за выход. Такая ситуация может сложиться и в других странах Центральной и Восточной Европы, особенно теперь, когда миграционный кризис в Евросоюзе стал серьезной проверкой на прочность для отношений между его членами. Возможный выход Великобритании из состава ЕС изменит саму суть Европейского союза.
Изменения уже происходят. Так, парламент Швейцарии проголосовал за отзыв своей давней заявки на членство в ЕС. Этот шаг стал олицетворением напряженности, возникшей внутри Евросоюза. Еще раньше, в марте 2015 года, отозвала свою заявку Исландия. При этом вопрос о будущем рыболовства, основной отрасли национальной экономики, сыграл далеко не самую важную роль. Исландцы не прошли мимо противостояния Евросоюза с Россией ради удовлетворения геополитических амбиций Вашингтона. Они увидели, как ЕС ведет себя в украинском кризисе. Настроения исландцев подытожил министр иностранных дел Гуннар Свенссон, заметивший, что интересам государства больше соответствует пребывание вне Евросоюза.
Европейский союз переживает в настоящее время сразу три кризиса – миграционный, финансовый и экономический. Способен ли он их выдержать? Определённый ответ на этот вопрос не даст никто, но ясно, что сегодня вероятность дезинтеграции ЕС является самой большой за всю историю его существования.