Скрытые пружины карабахского конфликта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Резкое обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха носит очень серьёзный характер. И противоборствующим сторонам, и дипломатам стран-членов Минской группы ОБСЕ потребуется в полной мере учитывать, что в конфликтах такого рода могут происходить необратимые вещи – помимо воли непосредственных участников конфликта.

В частности, заявление первого заместителя министра обороны Армении Давида Тонояна о том, что армянская сторона готова к любому развитию событий «вплоть до непосредственного военного содействия безопасности» Нагорному Карабаху, подтверждает, что положение в зоне конфликта уже не вернется к тому состоянию, которое было еще несколько дней назад. Аналогичным образом заявления в поддержку наступления азербайджанской армии, прозвучавшие из Анкары, Исламабада и некоторых других столиц, вряд ли будут отыграны назад в случае дальнейшей эскалации конфликта. 

А следовательно, возникает главный вопрос – о скрытых пружинах, возможно, бесповоротного «размораживания» нагорно-карабахского конфликта.

Периодические обострения ситуации вдоль линии разграничения в Нагорном Карабахе происходили на протяжении всех последних лет, но ни разу они не приобретали масштаб крупных боестолкновений с применением авиации и тяжёлой техники. Кроме того,  решения о начале военных действий  не принимаются в отсутствии первых лиц государства. Известно, что в ночь на 2 апреля и Ильхам Алиев, и Серж Саргсян находились в Вашингтоне. 

На этот раз значимость внешних факторов в карабахском конфликте гораздо выше, чем может представиться на первый взгляд. 

Сразу следует указать на те страны, которым обострение обстановки на Кавказе безусловно невыгодно. Это в первую очередь Россия, уже взявшая на себя ведущую дипломатическую роль в урегулировании конфликта и традиционно стремящаяся развивать взаимовыгодные отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. 

Точно так же эскалация армяно-азербайджанского конфликта ставит проблемы перед всеми государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Бесспорно, что Армения, в отличие от Азербайджана, находится под защитой ОДКБ как член Организации. Однако соответствующая норма коллективной безопасности распространяется лишь на возможную агрессию против Республики Армения. В частности, статья 4 Договора предусматривает, что «в случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств–участников все остальные государства–участники по просьбе этого государства–участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Конфликт в Нагорном Карабахе под действие данной статьи не подпадает, а ее расширительная трактовка может привести к расхождениям во взглядах на происходящее в рядах ОДКБ между Россией и Арменией, с одной стороны,  Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - с другой.

Аналогичным образом новое кровопролитие в Нагорном Карабахе объективно не отвечает интересам ни Армении, ни Азербайджана. Однако в случае с Азербайджаном  у внешних сил открывается определенное «окно возможностей» для того, чтобы спровоцировать Баку. Ведь тот факт, что крупномасштабные военные действия в Нагорном Карабахе начала именно азербайджанская армия,  власти Азербайджана не оспаривают. Баку и Ереван кардинально расходятся лишь в мотивировках и оценке подобных действий.

Так кому же выгодно втянуть Азербайджан и Армению в войну? Такая постановка вопроса выявляет, по крайней мере, три заинтересованных центра силы.

Первый центр – это Турция. Потерпев военно-политическое поражение в Сирии и столкнувшись с активизацией курдского фактора, Эрдоган мог пойти на то, чтобы зажечь новый очаг войны на Кавказе, втянуть в противостояние Россию и при возможности противопоставить ей НАТО. С этой точки зрения определенные обещания и гарантии могли быть даны  Ильхаму Алиеву на встрече азербайджанского и турецкого президентов в Анкаре 15 марта. Как указывает ссылающееся на собственные источники итальянское издание Il Giornale, «обстановка нарастающего напряжения, которую в январе директор национальной разведки США Джеймс Клеппер назвал предвестием открытого вооруженного конфликта, похоже, сохраняется, в том числе и в свете совместных военных учений, которые провели с 7 по 25 марта воздушные силы Азербайджана и Турции. Правительственные источники в Баку говорили об инициативах, предусмотренных совместной турецко-азербайджанской оборонной программой TurAz Qartali, стартовавшей в сентябре прошлого года»… 

Второй центр – США, а конкретно те круги в Вашингтоне, которые заинтересованы в подержании напряжённости в отношениях с Москвой. Самостоятельной целью здесь является ослабление военной организации ОДКБ и других интеграционных механизмов на постсоветском пространстве. Разжечь пламя войны в Нагорном Карабахе – лучшее, что можно для этого придумать.

Наконец, третий центр связан с интересами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, а точнее –  Катара. Катар, тесно связанный с Турцией,  борется за приоритет в этой организации с Саудовской Аравией. Кроме того, ССАГПЗ находится в жестком противостоянии с Ираном. Ирану, в составе населения которого 15-16% азербайджанцев и который с начала 1990-х годов поддерживает тесные взаимовыгодные отношения с Арменией, война в Нагорном Карабахе так же невыгодна, как и России. А «особые отношения» Катара и Турции, проявляющиеся в том числе в негласной поддержке «братьев-мусульман», позволяют предположить наличие политической координации двух этих стран и в карабахском вопросе.