До парламентских выборов в Грузии, которые состоятся 8 октября, и даже до официального старта избирательной кампании ещё далеко, но Национальный демократический институт США (NDI) готовится к этим выборам, сообразуясь с собственным расписанием. Ведь влиять на предпочтения грузинских избирателей нужно уже сейчас, в октябре может быть поздно.
Если верить опубликованным в середине апреля данным опроса NDI, рейтинги главных политических сил – правящей коалиции «Грузинская мечта» и саакашвилевского «Единого национального движения» (ЕНД) – почти сравнялись. Такой вывод должен подводить к мысли, что шансы сторонников Саакашвили растут. При этом 61% жителей Грузии не знают, за кого бы они проголосовали, если бы выборы в парламент состоялись завтра.
Опрос проводился до того, как стало известно о решении входящих в правящую коалицию партий и движений (Грузинская мечта – Демократическая Грузия, Республиканская партия, Партия консерваторов, Партия промышленников и Национальный форум) идти на выборы раздельно. То, что общего списка «Грузинской мечты» не будет, тоже работает на её оппонентов.
В руководстве «Грузинской мечты», однако, исследования NDI всерьёз не принимают. «Ни один из рейтинговых политических опросов NDI не может быть воспринят как реальный, - говорит председатель парламентской фракции «Грузинская мечта» Гия Вольский. - Весьма серьёзная тень пала на NDI из-за того, что эта организация вот уже десяток лет проводит опросы, которые напрямую связаны с “Единым национальным движением”».
Коалиция официально сохраняется, но размежевание двух ведущих политических объединений, каковыми являются «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» (ГмДГ) и Республиканская партия, налицо. Одна из причин расхождения - разные подходы к вопросу о политике в отношениях с Россией. Сторонники Республиканской партии продолжают удерживать высокие посты в военном ведомстве, откуда звучат наиболее громкие призывы не допустить прихода парламент нового состава «пророссийских сил» (к таковым относят всех, кто против членства Грузии в Североатлантическом альянсе или выступает за военный нейтралитет страны). Лидеры ГмДГ придерживаются более осторожного и прагматического подхода. Они не бросаются в объятия Москвы, но и не отказываются от выгодных для Тбилиси экономических проектов с участием российского капитала.
В день публикации данных соцопроса NDI в грузинском МИД состоялась встреча рабочей группы комиссии Хартии стратегического партнёрства США – Грузия по вопросам экономики, торговли и энергетики. По сообщению грузинского внешнеполитического ведомства, участники предложили «широкое обозрение» торгово-экономических отношений и региональных инвестиционных проектов. Американская сторона выразила полную поддержку Грузии в плане её превращения в региональный транзитный и логистический хаб. Это был «пряник», но в тот же день американцы показали и «кнут» в виде очередного доклада Госдепа по правам человека.
В докладе указывается на «существенные недостатки в администрировании правосудия» в Грузии. Здесь надо сказать, что некоторые соратники бывшего грузинского президента Саакашвили в настоящее время отбывают сроки по уголовным статьям или скрываются за рубежом. Сам глава Одесской облгосадминистрации проходит обвиняемым сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса.
Всеми этими эпизодами – публикацией данных опроса NDI, заявлениями рабочей группы комиссии Хартии стратегического партнёрства США – Грузия, появлением доклада Госдепа по правам человека – представителей грузинских властей явным образом предупреждают. Нетрудно догадаться и о характере этих предупреждений: не торопиться восстанавливать отношения с Москвой. А в плане восстановления этих отношений нынешнее грузинское правительство делает вполне определённые шаги. Так, 13 апреля министры энергетики Армении, России, Ирана и замминистра энергетики Грузии подписали в Ереване «дорожную карту» строительства энергетического коридора «Север – Юг»; весь проект нацелен на обеспечение параллельной работы энергосистем четырёх стран, как это было в советское время.
Вашингтон ведёт дело к ослаблению коалиционных сил «Грузинской мечты», но возможности воздействия в этом плане на электорат имеют свои ограничения. Главной мишенью всех политических партий и объединений в оставшиеся до выборов пять с половиной месяцев станут 61% дезориентированных грузинских избирателей, не знающих пока, за кого голосовать. За их голоса развернётся основная борьба.
Ни у одной общественно-политической силы республики нет лекарства от всех социально-экономических недугов, постигших Грузию в последние годы. Вместе с тем у республики нет и здоровой альтернативы восстановлению отношений с Москвой. Даже при отсутствии дипломатических отношений, разорванных в 2008 году тем же ЕНД, на российском рынке и при помощи российского капитала в Грузии решается немало проблем, волнующих жителей республики.