Приближение НАТО к границам РФ, создание средств «быстрого глобального удара», размещение системы ПРО наземного и морского базирования в Европе и акватории Мирового океана не оставляют сомнений: Североатлантический военный блок стремится обеспечить себе стратегическое преимущество перед Россией.
Всё это наводит на воспоминания о том периоде холодной войны, когда у СССР в середине 70-х годов появились ракеты средней и малой дальности (РСМД).
После того как спутниковая группировка РУМО США зафиксировала в
Советские РСМД это положение в корне меняли. Вскоре информация о новой ракете появилась в открытых изданиях. Речь шла о ракете средней дальности «Пионер», получившей в НАТО обозначение SS-20 SABER.
Эта ракета концентрировала в себе новейшие достижения советской науки и техники. Она приводилась в пусковое положение в течение 30 секунд и безошибочно достигала цели на расстоянии до
За четыре последующих года советский ВПК создал более 500 ракет «Пионер», и большинство из них были размещены на западных границах СССР. В эпоху взаимного устрашения, когда подлетное время ракеты решало судьбу государства, появление такого оружия превращалось в пистолет, приставленный к виску европейских членов НАТО. «Пионер», запущенный из Гомельской области, достигал американскую базу в Рамштайне (ФРГ) менее чем за полчаса.
Впервые за всю историю холодной войны Советский Союз вырвался вперед на важнейшем участке навязанной ему гонки вооружений. Новое положение сделало НАТО уязвимым. Адекватного средства устрашения у американцев не было. Разработанный в США аналог «Пионера» ракета «Першинг» по ряду характеристик уступала советскому прототипу. К тому же планы размещения «Першингов» в Европе вызвали там бурные протесты. Все это послужило для американцев холодным душем. В Вашингтоне появилось понимание того, что дальше будет только хуже: русские вышли на тот уровень, когда за ними будет очень трудно угнаться.
Вскоре, однако, в политическом театре сменились маски, и американцы начали успешные для себя переговоры с М.Горбачевым. 8 декабря
К 1991 году все «Пионеры» были уничтожены. По итогам акции американцы протащили награждение М.Горбачева Нобелевской премией мира и тут же начали операцию против Ирака «Буря в пустыне». После этого возникшее у них ощущение развязанных рук неоднократно приводило к другим международным авантюрам, на которые они шли без оглядки на Москву.
Сегодня былые страхи Вашингтона основательно подзабыты, и США вернулись к политике завоевания военного преимущества над Россией, обозначенной в доктринальных документах блока НАТО как стратегический противник.
О новом этапе гонки вооружений уже сказано немало. Понятно, что российский ВПК в состоянии найти адекватный ответ на новые вызовы. Это видно из операции ВКС в Сирии, из доступных сведений о российских военно-космических и других разработках. Однако опыт показывает, что достижение военно-стратегического паритета с Соединёнными Штатами лишь прибавляет им желания вырваться вперед. Гонка вооружений развивается по спирали.
Нет ли смысла добиться такого преимущества над Соединёнными Штатами, хотя бы в порядке асимметричного ответа, чтобы раз и навсегда показать им бесперспективность стремления стать хозяином положения?
Весь опыт последних десятилетий говорит о том, что все попытки договориться с Америкой о справедливом мироустройстве упираются в наглое и тупое стремление американцев получить односторонние выгоды. Однако история с советскими ракетами «Пионер» учит, что администрация США способна включать голову, когда перспективы переиграть противника не просматриваются. Главное в такие моменты - не возвращаться к политике горбачевского типа.
Возникает задача исторического масштаба: «на пальцах», то есть прорывными достижениями в области военной техники, показать американским военным и политикам, что Россия в состоянии добиться стратегического преимущества и все потуги помешать этому являются пустыми хлопотами, если не сказать самоубийственными иллюзиями. Вырисовывается некий парадокс: для того чтобы прекратить гонку вооружений с Западом, нужно обогнать его в этой гонке.