Киев, похоже, определился с судьбой Донецкой и Луганской народных республик. Точнее, со своим участием в их судьбе.
Взят курс на выжидание. Будут ждать. Результатов президентских выборов в США. Результатов выборов – досрочных или срочных – в украинский парламент. Результатов выборов нового президента Украины, также досрочных или срочных.
Украинская политическая верхушка делает ставку на выборы досрочные. Так сказать, нога в ногу с заокеанскими хозяевами.
Минские соглашения фактически свёрнуты. После «пасхального перемирия» на майскую встречу трёхсторонней контактной группы (ТКГ) не прибыл представитель Украины Владимир Горбулин. Кто-то из экспертов было порадовался: Горбулина считают махровым «ястребом», выступающим за возвращение Донбасса и Крыма в украинское лоно путём войны, поэтому «вылет ястреба» из переговоров по ДЛНР был воспринят как желание Украины продемонстрировать гибкость. Однако не тут-то было. В Минск украинская сторона под предводительством бывшего президента Леонида Кучмы привезла ворох обвинений в адрес республик: здесь и «нарушение перемирия», и «угрозы ОБСЕ», и «заложники», и военный парад в День Победы. В довершение Украина потребовала «освободить» Дебальцево. И заявила, что проведение выборов в Донбассе нереально из-за существующих угроз безопасности.
Без решения всего блока вопросов по безопасности, возвращения Украине контроля за украинско-российской границей, вывода с территории Украины военной техники и иностранных подразделений, освобождения всех заложников ни о каком прогрессе в политической сфере не может быть речи, заявил Кучма уже в Киеве заместителю помощника государственного секретаря США в Бюро по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк. И напомнил про обязательства Штатов защищать территориальную целостность Украины в рамках Будапештского меморандума. Понятно, что не в компетенции заместителя помощника госсекретаря США принимать какие-либо решения по Украине, но формальности соблюдены – аборигены отчитались.
Накануне встречи ТКГ в Минске помощник госсекретаря США Виктория Нуланд провела пару дней в Киеве, а затем направилась в Москву «обсудить Донбасс», как писали об этом украинские СМИ. Переговоры с помощником президента РФ Владиславом Сурковым и заместителем главы МИД РФ Сергеем Рябковым она назвала «конструктивным раундом»: «Это очень важно — поддерживать разговор, пытаться разрешить проблемы совместно». А еще сказала прессе о том, что Вашингтон настаивает на безукоснительном выполнении минских соглашений: «Сейчас время нажать на газ и увидеть, наконец, эти соглашения выполненными». Одновременно с этим Нуланд заявила, что США не признают выборов в ДНР и ЛНР, если они не будут проведены в соответствии с «украинскими стандартами». И попыталась пообещать россиянам «печенья»: дескать, Запад снимет санкции с РФ, если минские договоренности будут выполнены.
В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя визит Нуланд, произнес совсем другие слова: «Это был краткий обмен мнениями. Вы знаете, что США не являются участником нормандского процесса, так что было принято решение делиться информацией из первых рук, установить такой рабочий механизм обмена мнениями». И заметил, что переговоры Нуланд и Суркова «не должны были принести никаких результатов».
Учитывая дальнейшее развитие событий, действительно никакого конструктива приезд Нуланд в Москву не дал: вместо того чтобы в соответствии с рекомендациями Вашингтона «нажать на газ», Украина всё так же наваливается на тормоз. Сложно поверить, что делается это без ведома американских кураторов.
– Во-первых, законодательного обеспечения выборов в Донбассе «по украинским стандартам» не существует: парламент не принял никаких законов на сей счёт и не сподобился внести изменения в конституцию, обеспечивающие республикам особый статус.
– Во-вторых, закона об амнистии тоже нет. Как нет и обмена пленными по формуле «всех на всех». Вместо этого украинская сторона передёрнула карты, назвала военнопленных «заложниками» и потребовала от ДНР и ЛНР обеспечить доступ к ним международных миссий и освободить их без всяких формул и параллельных шагов со своей стороны.
– В-третьих, Украина настаивает на своей интерпретации минских соглашений: сначала возвращение контроля над участком границы, затем выборы. Для ДНР и ЛНР это неприемлемо: украинская сторона постоянно оглашает сценарии «десепаратизации Донбасса», предполагающие частью физическое уничтожение жителей республик, не поддерживающих киевский режим, частью поражение их в правах, судебное преследование и выселение из страны. Чего стоит одно заявление Георгия Туки, заместителя министра по вопросам оккупированных территорий, бывшего главы военно-гражданской администрации части Луганской области, подконтрольной Украине: «Прежде всего, надо самим себе ответить на три вопроса, какую мы имеем конечную цель: это возвращение территорий без людей, возвращение людей или возвращение территорий с людьми. Самое сложное – последнее». Иными словами, самым привлекательным остается лозунг «Донбасс будет или украинским или безлюдным».
В Киеве не меняют риторики, не ищут путей урегулирования конфликта и не пытаются предлагать варианты решений, которые устроили бы мятежный Донбасс. Украина видит решение проблемы Донбасса в том, чтобы получить доступ на приграничные территории, взять республики в кольцо и задушить их методами военного давления и экономической блокадой.
Вполне вероятно, что Нуланд как раз об этом и «обменивалась мнениями» с Сурковым, пытаясь продавить вопрос о границе и, соответственно, свести на нет минские соглашения как таковые. В обмен на обещание снять санкции. Потом. После того как Россия вернёт ещё и Крым. И Украину, и её американских кураторов очень бы устроило, если бы Москва согласилась «играть в паззлы», то есть рассматривать комплекс мер, предусмотренных минскими соглашениями, не так, как это записано в документе, а в произвольном порядке, вне всякой очерёдности. Такая ревизия означала бы только одно – с Украины снимаются все обязательства, оговоренные минскими соглашениями. Если уж сейчас Киев не выполнил своих обязательств, то в случае «паззл-соглашений» никто и не вспомнит, что такие обязательства существовали.
Негласно участвуя пятой стороной в «нормандском формате», США ничуть не способствуют разрешению конфликта Киева с Донбассом дипломатическим путем. Либо США, управляя, по сути, Украиной из посольства, совсем не заинтересованы в минских соглашениях в существующем виде, либо остаётся предположить, что украинские власти настолько строптивы и своевольны, что действуют без оглядки на американских кураторов, исключительно по своему усмотрению. Поэтому и жмут со всей мочи на тормоз, в то время как Нуланд подталкивает их вроде бы к педали газа (делая это почему-то не в Киеве, а в Москве).
И снова требовательно заговорила улица. 20 мая по украинской столице промаршировал корпус «Азов», выдвинувший лозунг «Требование нации – нет капитуляции!». Шагая в чёрном дыму под барабанный бой, «чернорубашечники» протестовали против выборов в Донбассе, если территории республик не перейдут под контроль Украины.
«Они знают только язык испуга, – заявил в адрес парламентариев перед стенами Рады Андрей Билецкий, прошедший путь от руководителя неонацистских организаций до народного депутата Украины. – Если они будут видеть нас, если они будут знать – в случае попытки проведения таких предательских выборов, мы вынесем эту Раду – этих выборов никогда не будет. Сегодня это только начало, но это не конечная акция. Мы будем ожидать, мы будем вести борьбу, мы будем объединять наши ряды в единое монолитное идейное движение. Тогда со временем, быстро, мы сможем изменить здесь всё. Это им предупреждение».
Заявление «чернорубашечников», смыкающих ряды в «едином монолитном идейном движении», звучит предельно определённо: если выборы в ДНР и ЛНР состоятся, неизбежен «чёрный майдан».
Похоже, выборы в республиках станут тем спусковым крючком, который определит судьбу Киева. Пока в Донецке и Луганске голосуют, в украинской столице на штыках «Азова» выносят власть. Во всяком случае, Билецкий во всеуслышание заявил именно об этом.
С таким сценарием соотносится и недавнее заявление бывшего посла Украины в Хорватии Маркияна Лубкивського, служившего советником у бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко, а ныне продвигающего со своим патроном общественно-политическое движение «Справедливость». Лубкивський считает, что с Донбассом следует поступить так, как хорваты потупили с сербами: «Шли долгие переговоры с участием западных партнеров, были свои «минские соглашения» – план «Загреб-4», предполагавший широкую автономию вплоть до права самоопределения сепаратистской Республики Сербская Краина. Параллельно с мирными переговорами хорватская власть разрабатывала военный сценарий восстановления своей территориальной целостности. Как только стало ясно, что "Загреб-4" невозможно реализовать, власти Хорватии приняли стратегическое решение: военным путем вернуть оккупированные земли. Были проведены две успешные военные спецоперации – "Буря" и "Блеск", Хорватия восстановила суверенитет и контроль над своей территорией».
Бывший посол и советник умолчал о том, что операции «Буря» и «Блеск» отличались исключительной жестокостью по отношению к сербскому населению Республики Сербская Краина, с территории РСК в страхе перед бессудными расправами вынуждены были бежать порядка 250 тысяч сербов (более половины населения). Ничего страшного, по мнению Лубкивського, в этом нет – Международный трибунал всё списал и хорватских генералов, которые обвинялись в военных преступлениях, в конечном счёте оправдал.
Предложенный сподвижниками Наливайченко «хорватский сценарий» для Донбасса – это всё та же формула «Донбасс украинский или безлюдный». Упоминание в этом контексте о Сербской Краине говорит о многом. Киев вполне устраивает вытеснение ещё полутора миллионов жителей ДНР и ЛНР в Россию и серия показательно жестоких преступлений в отношении мирного населения в расчёте на то, что в Гааге всех украинских преступников простят, как простили хорватских. Единственное, что не даёт «хорватскому сценарию» воплотиться в жизнь, – минские соглашения.
О недопустимости назначения даты выборов в Донбассе заявил и спикер парламента Андрей Парубий, в феврале 2014 года руководивший штурмовиками «Самообороны майдана», совершившими государственный переворот на Украине. Теперь он, считая себя представителем законной власти, рассуждает о том, что в ДНР и ЛНР выборы не могут быть назначены: «Я считаю неприемлемым для себя вообще допускать дату выборов, пока оккупационные российские войска на нашей территории». Это непрерывное повторение тезиса об «оккупационных войсках» означает только одно: «паззлы» договорённостей, достигнутых в Минске, Парубий намерен сложить по своему усмотрению.
«Процесс будет растянут более, чем на два года. И это оптимистический сценарий. Если досрочные выборы в Раду состоятся через год-полтора, конечно же, на оккупированных территориях они не пройдут» – это в общий хор противников выборов в республиках вписывается Центральная избирательная комиссия Украины. Сетует, что реестр избирателей придется восстанавливать долго.
Президент Украины, которому по должности положено быть запевалой в хоре, вслед маршу «Азова» в Киеве спел старую песню о том, что военного пути урегулирования ситуации на Донбассе не существует. Что он – за мир. И тут же сложил минские «паззлы» так, как ему удобно, добавив от себя «заведение специальной вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, которая поможет мирным путем обеспечить переходный период».
А пока идёт игра в паззлы, Донбасс продолжает жить в ситуации «ни мира, ни войны».