После того как немецкий парламент признал геноцид армян в Османской империи, реакция Турции не заставила себя ждать. Дипломатический демарш - отзыв турецкого посла из Берлина - произошёл на фоне уличных манифестаций перед немецкими представительствами в Анкаре и в Стамбуле. Эрдоган припомнил немцам не только холокост, но и историю с геноцидом коренного населения Намибии - немецкой колонии в 1884-1919 гг. Речь идёт о подавлении восстания племен гереро и нама (готтентотов), когда руководивший карательной экспедицией генерал-лейтенант фон Трота издал «приказ об уничтожении»: выжившие представители этих племён изгонялись в пустыню. Погибли половина нама и 80% гереро.
Германия - «самая последняя страна», которая имеет моральное право упрекать в геноциде кого бы то ни было, заявил турецкий президент. Хотя немцы в отличие от турок не только признали свою вину по отношению к евреям, но и приложили максимум усилий, чтобы искупить ее. Готова ли Турция хоть в малейшей мере компенсировать армянам массовые убийства – подобно тому, как Западная Германия в послевоенные годы расплачивалась с Израилем, как предоставляет переехавшим на постоянное место жительства евреям гражданство и выплачивает им пенсии?
По поводу Намибии уместно напомнить, что в июле 2015 г. правительство Германии официально признало события 1904-1908 гг. геноцидом. Ранее, в 2009 г., в немецком Бремене был установлен памятник жертвам двух африканских племён. А в Турции по сию пору планомерно уничтожают армянские церкви. … Заметим в скобках, что турки, похоже, вообще не умеют признавать вину: это показывает инцидент со сбитым СУ-24. Турецкий президент заявляет, что он хочет улучшения отношений с Россией, но «не понимает» (?!), какого шага от него ожидает российская сторона.
Пожалуй, с Эрдоганом стоит согласиться в том, что армянский вопрос давно превратился в разменную монету, которую политики пускают в ход, когда сочтут нужным. Между прочим, в Германии в середине мая прошла своеобразная репетиция грядущего скандала, которую спровоцировал федеральный президент Германии Й. Гаук, первым из официальных политиков заявивший о геноциде армян.
В Берлине принятия резолюции ожидали и заранее представляли характер турецкой реакции: это обстоятельство признал министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер, а министр обороны заблаговременно провела по этому поводу совещание с высшими армейскими чинами. Заранее, 31 мая -1 июня, состоялся и опрос общественного мнения.
Удивляться единодушию депутатов бундестага не стоит: немецкая пресса уже не упрекает Эрдогана, а прямо-таки клеймит его. Соответственно, большую популярность у представителей четвёртой власти снискал Ян Бёмерман за прочитанное им в эфире собственное стихотворение, содержавшее грубое оскорбление турецкого лидера. В истории с Бёмерманом Меркель уступила Эрдогану. После того как тот подал иск с требованием привлечь Бёмермана к ответственности, канцлер разрешила немецкой прокуратуре провести соответствующую проверку.
В устах оппозиционных политиков Эрдоган - натурально деспот, от которого надо защитить немецких депутатов и в первую очередь лидера зелёных Джема Оздемира, инициатора нашумевшей резолюции. Ко всему прочему Оздемир – один из первых этнических турок, в 1994 г. ставший депутатом бундестага. Это обстоятельство сильно задевает Эрдогана, и не только его. Оздемир и его однопартиец, также этнический турок, депутат О. Мутлу после голосования стали получать угрозы со стороны турецких националистов, в том числе проживающих в Германии. Оба депутата уже обратились в полицию с просьбой о предоставлении защиты. Между тем немецкие турки (по официальной статистике, турецкая община насчитывает 3,5 млн человек) удостоились реверансов бундесканцлерин: она назвала их «неотъемлемой частью общества» и лично поздравила всех немецких мусульман с наступлением Рамадана.
Что самое пикантное в сложившейся ситуации - Меркель как бы в стороне от скандала, ибо НЕ принимала участия в голосовании. Её примеру последовали вице-канцлер Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, у которых тоже нашлись причины не участвовать в голосовании. Зато в тот же день канцлер выделила время встретиться с генсеком НАТО и заверить его, что «дружественные и стратегические отношения» с Турцией по-прежнему прочны.
Госпожа Меркель верна себе: непоследовательность и двусмысленность – её стиль.
А самый любопытный вопрос в связи с голосованием – это вопрос о причинах, побудивших депутатов бундестага заварить кашу именно сейчас. К слову сказать, почти половина немцев недоумевают, по какой причине резолюцию нужно было вносить спустя столетие после трагических событий. Да и Оздемир добивается принятия этой резолюции не первый год, но до сих пор ход принятия резолюции тормозили сверху.
Естественно предположить, что в сложившейся ситуации Берлин решил отказаться от своей сомнительной идеи с предоставлением Турции безвизового режима. Немцы, которых Запад старательно денацифицировал последние 70 лет на материалах холокоста, уже дозрели до того, чтобы самим учить другие страны извлекать уроки из их истории. Справедливости ради стоит отметить, что из текста резолюции следует признание Германией (как союзником Османской империи в Первой мировой войне) своей частичной ответственности за геноцид.
В условиях, когда Пентагон объявил Россию главной угрозой Соединённым Штатам, Анкара прекрасно сознаёт свою незаменимость для альянса, обусловленную её географическим расположением в стратегически важнейшем районе мира. Не стоит забывать и о том, что по численности турецкая армия – вторая в НАТО, а турецкие солдаты обходятся альянсу гораздо дешевле, чем военные многих других стран. Однако Вашингтону требуются послушные союзники, а не капризные и непредсказуемые: по свидетельству Spiegel, именно такую репутацию имеют турки у немецких военных. Американцев уже давно раздражает, что с Турцией у них постоянно возникают трения. К примеру, своё участие в афганской кампании турецкая сторона ограничила сугубо гуманитарными функциями. В 2000 г. турецкие власти пригрозили полным запретом на использование американскими ВВС авиабазы Инджирлик за рамками обязательств по НАТО в случае, если конгресс США примет резолюцию с признанием геноцида армян. И конгресс её до сих пор так и не принял.
Тем временем конфликт между двумя государствами-членами НАТО не стихает, а, похоже, разгорается. 7 июня на совместной пресс-конференции с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Берлине Ангела Меркель подчеркнула, что заявления, которые сейчас делаются турецкой стороной, она считает «непонятными». Анкара со своей стороны в тот же день устами главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу заявила, что в ответ на резолюцию бундестага будут приняты меры.