Государственные органы Республики Сербия на севере Косова и Метохии (КиМ) прекращают своё существование. После заключения Белградом Брюссельского соглашения с Приштиной (апрель 2013 г.) полиция, суды и другие сербские институты на севере КиМ расформированы и частично включены в систему органов сепаратистского режима «Республики Косова».
В Белграде, правда, указывают на Ассоциацию сербских общин (АСО) как на «последнюю надежду» для сербов КиМ, но, во-первых, АСО существует пока что лишь на бумаге, а, во-вторых, сфера её деятельности крайне ограничена. Функционирование предполагаемой АСО регулируется исключительно «Конституцией Республики Косова». Не являясь органом территориальной автономии и не обладая законодательными полномочиями, АСО сможет заниматься только делами местного самоуправления в рамках «порядка», установленного незаконной сепаратистской властью. «Премьер» Косова Иса Мустафа прямо говорит: подготовка к формированию АСО начнётся, когда Сербия выполнит все свои обязательства в отношении Косова, что «особенно относится к погашению параллельных структур Сербии».
И «параллельные структуры», как в Приштине именуют законные органы власти Северного Косова, «гасятся» сербскими же властями. Началось с провокации на местных выборах в КиМ 3 ноября 2013 г. Выйти на выборы, организованные сепаратистами, сербам рекомендовал официальный Белград. Сербские лидеры в КиМ объявили выборам бойкот. До 17 часов в день голосования на севере Косовской Митровицы вышло менее 1 % избирателей. Тогда на ряд избирательных участков напали неизвестные в масках, после чего было объявлено о нарушении выборного процесса. На этих участках выборы были проведены повторно. В промежутке сербские власти применили к сербским же избирателям весь арсенал запугиваний (потеря работы, лишение социальных пособий и т.д.) и обещаний. Нападавших, разумеется, не нашли. В провокации А.Вучич обвинил самих же сербов севера КиМ.
Позиция А.Вучича созвучна заявлениям приштинского «министра по диалогу с Сербией» Эдиты Тахири: «Условием начала работы по формированию Ассоциации сербских общин с сербским большинством является исполнение обязательств Белграда в соответствии с ранее достигнутыми брюссельскими договорённостями… Это относится к международному телефонному коду, энергетике и расформированию параллельных структур в Косове… Без международного кода +383 мы не предпримем ни единого шага в направлении реализации соглашения об АСО».
Косовский «министр по диалогу с Сербией» констатирует: «Параллельных полицейских структур и судебных органов на севере больше нет [то есть полиция и суд Республики Сербия ликвидированы. – А.Ф.].., есть люди, которые работают под командованием косовской полиции и по косовским законам.., гражданская защита ликвидирована… Это – огромный прогресс по сравнению с прошлым периодом, это – конкретные результаты переговоров и пример того, как Сербия сотрудничает и соблюдает договоренности».
Нынешние сербские власти, действительно, сотрудничают с сепаратистами. Э. Тахири говорит, что вскоре на севере начнут работать суд, прокуратура и более двух десятков министерств и органов управления «Республики Косова». Остаётся только решить судьбу «парка мира» - большой клумбы с цветами и пальмами, перекрывающей въезд по мосту через реку Ибр из албанской южной в сербскую северную часть Косовской Митровицы. Однако и здесь албанцы уверены, что получат требуемое при «посредничестве Европейского союза».
Шаг за шагом дело идёт к полной и окончательной ликвидации остатков суверенитета Сербии над Северным Косовом. Удовлетворены этим и за океаном. 12 февраля 2016 г. американские сенаторы Джон Маккейн и Боб Крокер посетили Сербию и встретились с премьер-министром А.Вучичем. Благодарность, которую Маккейн выразил правительству Сербии, больше напоминала инструкции: «обеспечение транзита мигрантов через свою территории», «сопротивление российскому давлению», «нормализация отношений с Приштиной». Одновременно Крокер провел совещания с лидерами Демократической партии Бояном Пайтичем, Социал-демократической партии Борисом Тадичем и Лигой социал-демократов Воеводины Ненадом Чанком. Уже в середине июня первый из них, Боян Пайтич, выступил с требованием вступления Сербии в НАТО.
Маккейн хорошо известен и сербам, и албанцам. Первым – своим требованием превратить натовские бомбардировки СРЮ в 1999 году в «массовые, стратегические и концентрированные», не запрещая «атаки на любые цели инфраструктуры…». Вторым – снисходительностью к албанским заключённым-уголовникам на юге Сербии (Маккейн потребовал выпустить их на свободу) и яростной поддержкой сепаратистов Косова. Известен Джон Маккейн на Балканах и тем, что он является инициатором студенческого движения «Отпор», сыгравшим ведущую роль в свержении С.Милошевича в ходе «цветной революции» 5 октября 2000 г.
С 18 апреля 2016 г. «Республика Косова» запретила въезд-выезд на свою территорию тем, кому документы, удостоверяющие личность, выдали сербские «параллельные структуры». Евросоюз со своей стороны всячески прилагает усилия к отграничению края Косово и Метохия, превращённого в «Республику Косова», от Сербии; выделено, например, 24 миллиона евро на строительство постоянных пограничных КПП («на основе Брюссельского соглашения, заключенного между Белградом и Приштиной»).
В настоящее время в сфере международно-правового регулирования действует и является обязательной к исполнению Резолюция Совета Безопасности ООН № 1244, принятая единогласно всеми постоянными членами СБ ООН 10 июня 1999 года и вернувшая процесс косовского урегулирования в политико-правовое поле Организации Объединённых Наций. Однако на наших глазах в обход Резолюции СБ ООН и в нарушение Конституции Республики Сербия происходит добровольная передача части территории Сербии под власть режима, законность существования которого отказываются признавать около ста государств – членов ООН, включая Россию и Китай.