25-й день украинской независимости показал: Порошенко ставит на войну.
Президент Украины нарочито публично передал 141 единицу военной техники в зону проведения «АТО», включая запрещённые минскими договорённостями танки и системы реактивного залпового огня. Жест этот говорит об одном: Киев не только не собирается выполнять указанные договорённости, но и подчёркнуто будет игнорировать положения о прекращении огня и отведении тяжёлого вооружения от линии разграничения, которую в условиях происходящей эскалации конфликта уместнее называть линией фронта.
Выступая в Чугуеве (под Харьковом) на фоне танков, украшенных крестами с тризубами, Порошенко с надрывом заявил: «Верю, что после тяжелых испытаний нас ожидает мир, процветание, европейская перспектива, а полученное вами вооружение и военная техника точно приблизят день нашей победы». То есть сначала война, а потом уже мир, процветание и европейские горизонты. Никак не наоборот. Только в такой последовательности. А дорога к победе лежит через запрещённое минскими протоколами оружие. «Я убеждён, что вы, наши офицеры и солдаты, с максимальной эффективностью примените вооружения и технику, которые сегодня получите!» – обратился Порошенко к военным.
Вот так. Шах и мат тебе, «нормандский формат»!
Это асимметричный ответ украинского президента на то обстоятельство, что после неудачной попытки Киева устроить террористические акты в Крыму «нормандская четвёрка» свернулась до «тройки», где Путин есть, а вот Порошенко – нет. Заметим: «четвёрка» вдруг стала «тройкой» после слов российского президента о том, что действия Киева в Крыму обессмыслили «нормандский формат». На первый взгляд это выглядело как отказ России от участия в переговорах, а на деле оказалось, что как раз присутствие Украины лишает переговоры всякого смысла. То есть Порошенко – лишнее звено. Не только недоговороспособное, но и съехавшее с пути международной дипломатии на путь террора.
Что остаётся главе украинского государства, оказавшемуся за бортом «нормандского формата»? Прилюдно бряцать железом и изображать полную готовность к войне. Авось, это напугает Олланда и Меркель и те уломают Путина приоткрыть двери для Порошенко. Вне «нормандского формата» у Киева практически нет пространства для манёвра – нет возможностей для шантажа, нытья и обвинений в адрес России.
К тому же Порошенко, которого не желают принимать лидеры европейских стран, имеет очень низкую ценность как в глазах американских кураторов Украины, так и в глазах украинского политикума. Политикум этот только и ждёт момента, когда полетят клочки по закоулочкам, особенно если перед глазами маячат перспективы досрочных выборов - парламентских, а не исключено, что и президентских.
До сего дня в город Ханчжоу побродить по закулисью саммита G20 Порошенко никто не пригласил. А вот вести о том, что там соберётся «нормандская четвёрка» в формате «тройки» до киевских кабинетов власти уже долетели.
День украинской независимости 24 августа стал продолжением международного позора Порошенко – в Киев с поздравлениями лично прибыл один-единственный польский президент Анджей Дуда. Он стоял сиротинушкой на трибуне, слушал переводчицу, как бы не понимая украинской речи, и оживился только в момент прохождения по Крещатику сводной польско-литовско-украинской бригады.
Вместо широкой международной поддержки Украины в лице высокопоставленных иностранных гостей Порошенко срочно пришлось предъявлять общественности «скамейку запасных» – толпу украинских послов, а дабы столь неравноценная замена не бросалась в глаза публике, украинский президент вложил в речь перед парадом весь свой незаурядный артистический дар. Голосом, исполненным трагических нот, он яростно клеймил «попередныкив» (предшественников), объявляя их виновными в том, что Украина так долго выбирала курс, пыталась «усидеть на двух стульях», «путалась в многовекторности». Странновато было слышать такие речи от одного из основателей Партии регионов, переметнувшегося затем под оранжевые флаги Ющенко и успевшего при власти «грешников» посидеть в креслах депутата парламента, главы Совбеза, главы совета Национального банка и даже министра экономического развития и торговли при Януковиче, свергнутом в результате вооружённого переворота с участием всё того же Порошенко. Точно как в пословице: «Наш пострел везде поспел».
Однако себя нынешний украинский президент ни в каких грехах не винил, напротив, взялся грехи эти искупить. В числе грехов он обозначил «мифическое братство» с Россией, патернализм и «социалистические стереотипы». И если последний грех киевский режим уже может считать искупленным – цены, коммунальные тарифы, доступность бесплатной медицины и другие показатели качества жизни украинцев ничем не напоминают о социализме, то «мифическое братство» предстоит и дальше преодолевать войной.
Именно для укрепления в обществе этой мысли на Крещатике демонстрировались орудия убийства бывших сограждан в Донбассе – по иронии судьбы, львиная доля тяжёлого вооружения, шедшего в парадных расчётах по Крещатику в 2016-м, создавалась в СССР и модернизировалась в России: 152-миллиметровая дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», разработанная на Урале в 70-80-х годах ХХ века; 203-миллиметровая самоходная пушка «Пион» (предназначенная для ударов по тылу), разработанная в те же годы на Кировском заводе в Ленинграде; 152-миллиметровая самоходная армейская пушка «Гиацинт», также разработанная на Урале в 60-70-х; 122-миллиметровая РСЗО «Град», производство которой развернулось в 1960-м в Перми; более новая РСЗО «Ураган» так же пермского происхождения; ЗРК «Бук» родом из подмосковного Жуковского, тактический ракетный комплекс «Точка» родом из Коломны, принятый на вооружение Советской армии в 1975-м; комплекс С-300, разработчик которого – НПО «Алмаз» – имел московскую прописку.
Если не считать харьковских танков «Оплот» (также разработанных на основе советского танка Т-80УД «Берёза»), Порошенко грозил из Киева Москве советским оружием образца 60-90-х, пафосно заявляя, что парад – это «сигнал врагу». Впрочем, «хаммеры» были американскими. Это значительно прибавляло уверенности и украинским генералам в новенькой форме, и верховному главнокомандующему в мятом костюме. Тем более что накануне торжеств по случаю независимости Украины американский президент пообещал быть «рядом с Украиной в то время, когда вы противостоите российской агрессии». Правда, президент уходящий. И денег при этом никто не дал. Даже в честь праздника. Наоборот, в украинские СМИ просочилась неприятная для Порошенко статья «Доктрина Байдена», где рассказывалось, как вице-президент США грозился лишить украинского президента обещанного ему миллиарда долларов, если «Petro» не уволит с должности Генерального прокурора Украины. «Petro, you’re not getting your billion dollars», – сказал, как отрезал, Байден.
«Случайное» появление этой унизительной для Порошенко статейки накануне дня независимости Украины, во-первых, напомнило, кто в суверенном украинском государстве хозяин, а во-вторых, показало, как мало весит «Petro» в глазах хозяина. «Твой миллиард долларов» – это тот самый миллиард, обещанный Штатами ещё в апреле 2014-го?
А тут и осень подкралась незаметно, а там и зима. Вот-вот выйдет на работу парламент, население почувствует, каково жить с коммунальными тарифами, взлетевшими до небес и опередившими доходы граждан. Заинтересованная в выборах политическая верхушка непременно поднимет народное негодование на флаги, встанет во главе протестов. И легко окажется, что во всех социальных «грехах» виноват Порошенко вместе с его премьер-министром.
Единственный путь спастись от расправы, которую организуют бывшие подчинённые и «поплечники», – война и введение военного положения, запрещающего выборы и любые массовые акции. Для Порошенко военное положение – вопрос его собственного ближайшего политического будущего. Мирное урегулирование на Донбассе будет стоить ему президентской должности. Да и неизвестно, отпустят ли живым. Неизвестно, примут ли где-то.
Оттого так дымили во время парада слизанные с советской «Берёзы» танки «Оплот» на Крещатике. У Порошенко ещё остаётся надежда на то, что удастся дотянуть до дня выборов нового американского президента. И надежда на то, что победит Хиллари Клинтон. И надежда на то, что отправит она в Киев обещанный в 2014-м миллиард долларов вместе с летальным оружием. И вот тогда…
Порошенко себя убедил, что ему необходимо дотянуть до смены власти в США. Для этого нужна война в Донбассе. А если кому-то припечёт с досрочными выборами – то и военное положение.