В Минске после многомесячных бесплодных дискуссий на фоне продолжающихся обстрелов Донбасса пришли, наконец, к определённому успеху: 21 сентября участники Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины (ТКГ) подписали рамочное соглашение о разведении сил и средств сторон конфликта в трёх точках на линии соприкосновения в Донбассе.
Подписанный документ предполагает разведение войск и техники на трёх участках, каждый из которых должен иметь не менее двух километров в глубину и двух километров в ширину (имеются в виду населённые пункты Станица Луганская, Петровское и Золотое). Планируется, что после 30 сентября подразделения ВСУ и ДНР за три дня отойдут со своих позиций. На десятый день после разведения сторон они должны обеспечить разминирование территорий. После этого даётся еще два дня на то, чтобы представители ОБСЕ и Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня (СЦКК) зашли на эту территорию.
«Условием начала разведения сил и средств является верифицированное Специальной мониторинговой миссией (СММ) ОБСЕ соблюдение режима полного прекращения огня в течение семи суток для каждого из конкретных участков разведения, упомянутых в приложениях к настоящему рамочному решению», – говорится в подписанном документе. Срок разведения сил для каждого из участков не должен превышать 30 суток. «По завершении разведения сил военнослужащие вооруженных сил Украины, а также представители вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины ни при каких обстоятельствах не могут находиться на участках разведения, пребывание на которых разрешено только офицерам Совместного центра контроля и координации (СЦКК)», – говорится в документе.
На этом этапе разведение сил и средств сторон предусмотрено на трёх участках, но в ближайшее время намечены ещё четыре. В перспективе их может быть до полусотни.
Прогресс? Вроде бы да. Однако не всё так просто.
Выступая в Вашингтоне в Совете по международным отношениям, вице-президент США Джо Байден заявил, что власти Украины «готовы выполнять Минские соглашения» и, в частности, «согласны на то, чтобы предоставить особый статус подконтрольным пророссийским сепаратистам территориям Донбасса». Байден позволил себе при этом оригинальное сравнение, отметив, что предоставление особого статуса – непростое решение для Украины, сравнимое с тем, как если бы США предоставили особый статус штату Техас, чтобы учесть интересы Мексики. А 22 сентября, на следующий день после подписания рамочного соглашения в Минске, палата представителей Конгресса США одобрила «Акт о стабильности и демократии на Украине» (Акт № 5094). Документ выражает «дальнейшую поддержку правительства Украины в его деятельности, направленной на восстановление суверенитета и территориальной целостности страны с тем, чтобы сдержать, остановить и переломить российскую агрессию», в том числе за счет «санкций, дипломатии и летального оружия [выделено мною. – Д.А.]». Законопроект также запрещает правительству «принимать какие-либо меры или оказывать помощь», которая бы подразумевала «признание российского суверенитета над Крымом, его воздушным пространством или территориальными водами».
Пока Акт № 5094 не принят сенатом и не подписан президентом США, законом он не стал, но тенденция очевидна. Очевидно также и то, что Обама спешит до своего ухода с поста президента США «войти в историю» человеком, добившимся выполнения целей, сформулированных в «Акте о стабильности и демократии на Украине».
В Министерстве иностранных дел России уже заявили, что не понимают, «как можно сочетать работу по восстановлению прочного мира с поставками смертоносного оружия».
Тактическая линия Вашингтона в украинском вопросе сейчас во многом обусловлена тем, что для администрации Обамы возникла сравнительно новая проблема. Вице-президент Байден признал, что «есть, как минимум пять стран, которые прямо сейчас готовы сказать: «Мы больше не хотим участвовать в санкциях против Москвы». Речь идёт о государствах-членах Евросоюза, несущих серьёзные потери от санкционного режима. Затянувшееся негативное влияние на Европу антироссийских санкций привело к тому, что позиции США и его европейских союзников по Украине на сегодняшний день не тождественны, хотя и не ясно, каких деталей это касается (речь идёт именно о деталях, а не о стратегии).
Один из пунктов минских договорённостей, достигнутых в «нормандском формате», где позицию Запада представляют Германия и Франция, - предоставление особого статуса «отдельным районам» Донбасса. Верховная рада уже приняла в первом чтении законопроект о внесении поправок в Конституцию Украины. Однако согласовывать эти поправки с ДНР и ЛНР Киев не собирается, хотя и обязан. Одновременно Украиной должен быть принят закон о специальном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Специальный представитель ОБСЕ в ТКГ Мартин Сайдик сообщил, что в рабочей подгруппе по политическим вопросам обсуждались «модальности местных выборов» в «отдельных районах» по «формуле Штайнмайера», а также вопросы амнистии. Посольство Германии в Киеве уточнило, что «формула Штайнмайера» подразумевает одновременное принятие Верховной радой во втором чтении поправок в Конституцию, легализующих особый статус «отдельных районов» Донбасса, и проведение там местных выборов.
Однако не успели просохнуть чернила на подписанном рамочном документе, как в Киеве принялись его интерпретировать. Украинские СМИ немедленно растиражировали фразу Байдена: «Россия со своей стороны не выполнила ни одного пункта Минских соглашений».
На арене киевского политического цирка сразу появились клоуны. Один из них, советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк, занялся тем, что стал «критиковать» вице-президента США Джозефа Байдена, сказавшего, что украинские власти готовы предоставить особый статус «оккупированным территориям» Донбасса. Шкиряк со всей уверенностью заявил, что в Киеве «никогда не пойдут на предоставление особого статуса ЛНР и ДНР, пока Россией не будут полностью выполнены Минские соглашения». Советник министра также знает, что «Киев не собирается амнистировать кровавых убийц, которые уничтожали граждан Украины, а также защитников нашего государства… Украинская сторона может предложить всем только один вариант, и он будет правильным, - главари боевиков могут рассчитывать лишь на самый строгий приговор, а именно – на пожизненное заключение».
Другой клоун и интерпретатор, Владимир Огрызко, бывший при Ющенко министром иностранных дел, обрисовал ситуацию так: «Я думаю, Запад для себя принял, по меньшей мере, в настоящей своей политической конфигурации решение – пока мы не вернем всё на круги своя, пока не будет восстановлен, возвращен status quo, международное право вновь не будет возвращено к состоянию на февраль-март 2014 года – мы будем дожимать Путина».
Вслед за клоунами на арену вышли фигуры посолиднее. Представитель Украины в подгруппе по безопасности ТКГ Евгений Марчук в категорической форме потребовали «немедленного вывода всех иностранных военных формирований и контроля Украины над границей». Без этого, сказал он, «о выборах на Донбассе и предоставлении какого-то специального статуса никто говорить не будет». Вслед за Марчуком выступил начальник Генерального штаба - главнокомандующий ВСУ Виктор Муженко. Он заявил, что «отвод тяжелого вооружения представляется возможным только при условии устойчивого прекращения огня», и обвинил в продолжающихся обстрелах вооружённые силы республик («боевиков», в терминологии Муженко), хотя снаряды и мины продолжают лететь с украинской стороны.
Эти комментарии, звучащие из Киева, означают только одно: договорённости, достигнутые в Минске 21 сентября в рамках Трёхсторонней контактной группы, с самого начала поставлены украинской стороной под вопрос.
В эти же дни в Киеве побывала после своей поездки по районам Донбасса, подконтрольным украинской армии, член «Комитета ассоциации ЕС - Украина», депутат Европарламента Ребекка Хармс. «Если Эро и Штайнмайер, - заявила она, - очень желают проведения вскоре выборов, то они должны учитывать, что российское оружие и солдаты должны быть выведены из Донецкой и Луганской областей. А контроль над украинской границей должен быть передан Украине, или, по меньшей мере, международной организации, например ООН».
Старая песня зазвучала снова: самый последний пункт минских договорённостей необходимо сделать первым, если не единственным – отдать контроль над границей ДНР/ЛНР и РФ украинским властям. Об этом говорил Порошенко, выступая на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Там он и обкатал идею «новой дорожной карты» по выполнению минских договорённостей, в которой первыми пунктами значится вывод иностранных вооружённых формирований из Донбасса и передача Украине контроля над границами ДНР и ЛНР.
Все понимают, что при том порядке действий, на котором настаивает Киев, немедленно начнётся операция по кровавой зачистке Донбасса. Расправятся не только с руководителями и служащими республик, с теми, кто носит оружие, но и со всеми неугодными, не исключая членов их семей. Договорённостями в «нормандском формате» между тем чётко определено, как, когда и кому должен перейти контроль над границей. Речь идёт о полицейских формированиях ДНР и ЛНР после получения Донбассом специального статуса и выполнения политической части договорённостей участниками соглашений, то есть Украиной, ДНР и ЛНР (при посредничестве России, Германии и Франции).
Киев продолжает имитировать выполнение своих обязательств по минским договорённостям, обвиняя Москву в недоговороспособности и в том, что она-де давит на немецкую и французскую стороны. Бывший представитель Украины в ТКГ Роман Бессмертный предложил относиться к подписанному в Минске соглашению о разведении сторон на отдельных участках очень сдержанно, а Леонид Кучма посетовал: у «боевиков» такое количество боеприпасов, что они будут стрелять десятки лет. Наверное, опять сами в себя?
Глава ДНР Александр Захарченко комментирует происходящее: «Мир устанавливается переговорами, не временными соглашениями, а на прямые переговоры по принципиальным вопросам Киев по-прежнему не идёт». Украинские власти сменили лишь тактику, перейдя от прямого торпедирования минских договорённостей к имитации их выполнения. Цель – заморозить на некоторое время конфликт в Донбассе и укрепить украинскую армию за счёт поставок летальных вооружений и финансовой помощи Запада. И продолжать, сколько возможно, зарабатывать на крови. Ведь эта война кормит в Киеве очень многих.
Если процесс разведения сил, о котором договорились 21 сентября в Минске, затянется или сорвётся, перспективы мирного урегулирования станут ещё более призрачными.
Фото: glavny.tv