Сноуден. Драма выбора

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Об Оливере Стоуне теперь говорят и спорят даже люди, слабо интересующиеся кинематографом. Его документальный телесериал «Нерассказанная история США», а также последние киноленты – документальная картина «Украина в огне» и игровой фильм «Сноуден» - стали фактом международной политики. К этой роли судьба вела Стоуна давно, начиная с войны во Вьетнаме, куда он отправился добровольцем, где получил два ранения, ордена.

Война дала ему как кинорежиссёру громадный материал. За свою вьетнамскую трилогию – «Взвод» (1986), «Рождённый четвёртого июля» (1989), «Небо и Земля» (1993) – он получил два Оскара. Эти кинопроизведения всегда служили лучшим ответом американского режиссёра на возможные упрёки в недостатке патриотизма. 

Фильмы Стоуна стали прямым подтверждением его же слов о том, что разоблачение лжи Пентагона, ЦРУ, американских неоконов является тяжёлой, но необходимой работой по излечению американского общества. На этих позициях Стоун неуязвим: не только политики вроде Билла Клинтона, уклонившегося в своё время от призыва в армию, но и американские ветераны Вьетнама не в состоянии поставить под сомнение его манифест: «Я люблю свою страну, я помогаю более широкому пониманию нашей американской истории».

Кинокритики ещё не раз напишут о «Сноудене», премьера которого состоялась 15 сентября 2016 года в России и на следующий день в США (мировая премьера фильма прошла 9 сентября на международном кинофестивале в Торонто, который называют «фестивалем фестивалей»).

Фильм о бывшем сотруднике ЦРУ и АНБ США Эдварде Сноудене опытный мастер снял в спокойной, повествовательной, реалистической манере, стараясь держаться фактов, избегая спецэффектов, которые украсили бы какой-нибудь блокбастер. Фильм сосредоточен на внутреннем мире человека, который не просто оказывается в центре гигантской машины электронного шпионажа, но и (по сюжету фильма) попадает в узкий круг технических создателей этой машины. 

Стоун говорит: «Я снял „Сноудена“ по чисто человеческим причинам. Мы противостоим гиганту. Правительству США нельзя перечить. Оно всё равно делает, что хочет… Республиканцы — безумцы, демократы тоже. И Трамп и Клинтон — несерьёзные кандидаты. Оба болтают о банальных вещах, но молчат о слежке, войнах, изменениях климата… Надеюсь, что людям пока ещё не всё равно. Шансов мало, но надежда есть».

Наверное, шансов действительно мало. Ведь если начало проката кинокартины в США в первые выходные дни после премьеры было с точки зрения кассовых сборов провальным, как писали некоторые СМИ, то не означает ли это, что болезнь американского общества зашла дальше, чем думает режиссёр?

Кинематографический Эдвард Сноуден в подкупающем исполнении Джозефа Гордон-Левитта от первого до последнего кадра остаётся самим собой. Сноуден у Стоуна – один и тот же и тогда, когда в толпе перед Белым домом в Вашингтоне отказывается подписывать петицию протеста против войны Буша в Ираке, и когда выбирает профессию «родину защищать», и когда, приняв самое драматическое в своей жизни решение, бежит из Гонконга. Бежит из электронного концлагеря, бежит из Америки Бушей и Клинтонов, Обамы и Маккейна… 

Ключевая сюжетная точка фильма: решение Сноудена бежать и предать широчайшей гласности то, что ему известно, окончательно созревает тогда, когда он узнаёт, что наибольшее количество объектов электронной слежки, которую АНБ ведёт по всему миру, находится не в Китае, не в России, не в Иране, а… в Соединённых Штатах. Впоследствии уже не кинематографический, а реальный Сноуден скажет: «Меня больше заботит, что будет со страной, чем то, что будет со мной». И, глядя на этого «странного парня», каким он предстаёт в фильме, ему веришь.

…В 2013–2014 годах секретную информацию, полученную от Эдварда Сноудена, публиковали четыре издания — The New York Times, The Intercept, The Washington Post и The Guardian. В сентябре сего года, в дни премьерных показов нового фильма Оливера Стоуна, три из этих четырёх изданий призвали американское правительство разрешить Сноудену вернуться в США без риска быть посаженным в тюрьму. И только The Washington Post, получившая за публикации материалов Сноудена Пулитцеровскую премию (!), потребовала отдать его под суд.

С таким же призывом – помиловать Сноудена – выступил в эти сентябрьские дни и бывший участник президентской кампании Берни Сандерс. «Информация, которую рассекретил Эдвард Сноуден, позволила Конгрессу и американскому народу понять степень злоупотребления АНБ своими полномочиями и увидеть нарушение конституционных прав американских граждан», — заявил Сандерс.

20 сентября на сайте агентства Рейтер появилась статья Джеймса Бэмфорда (James Bamford), американского писателя, в прошлом аналитика спецслужб, работавшего некоторое время в АНБ, а ныне колумниста Foreign Policy. «В среду (14 сентября с. г. – И.Ш.), - пишет Бэмфорд, - Американский союз защиты гражданских свобод (American Civil Liberties Union – ACLU) и другие правозащитные организации (в их числе Amnesty International. – И.Ш.) объявили о начале кампании за президентское помилование Сноудена. Уже на следующий день Комитет по разведке палаты представителей обнародовал письмо, направленное президенту США членами комитета, представляющими обе партии; в письме говорилось о невозможности помилования Сноудена, а сам он назывался человеком, нанесшим "огромный ущерб национальной безопасности"».

«Фильм Оливера Стоуна, проникнутый сочувствием к Сноудену, - полагает Джеймс Бэмфорд, - может сдвинуть общественное мнение в его пользу. В фильме показана эволюция Сноудена из сторонника президента Буша и войны в Ираке в обличителя АНБ, раскрывающего массовые масштабы незаконного шпионажа АНБ за американскими гражданами». Бэмфорд считает, как и Стоун, что надежда на изменение существующего порядка вещей есть. Укрепляет надежду и то, что Американский союз защиты гражданских свобод назвал Сноудена «великим американцем, который заслужил помилование своим патриотическим поступком»

Николас Кейдж, сыгравший у Стоуна роль ветерана американской разведки, наставляющего героя фильма, сказал, что Эдвард Сноуден изменил мир. Это лишь красивая фраза. Драма выбора, особенно такого, какой сделал Сноуден, состоит в том, что выбор – это всегда отказ. И через отказ – обретение. Эдвард Сноуден не изменил и не мог изменить мир. Не может изменить мир и фильм Оливера Стоуна. Однако режиссёр средствами, доступными художнику, показал, что выбор, пока человек жив и внутренне свободен, есть всегда.

Эдвард Сноуден на экране, воссозданный мастерством Оливера Стоуна и Джозефа Гордон-Левитта, конечно, всего лишь художественный образ, но он стал сколком с сознания той части американского общества (не такой, возможно, и малой), которая открыто, порой бескомпромиссно расходится с верхушкой этого общества в понимании того, что есть патриотизм.

Статьи по теме