Об Оливере Стоуне теперь говорят и спорят даже люди, слабо интересующиеся кинематографом. Его документальный телесериал «Нерассказанная история США», а также последние киноленты – документальная картина «Украина в огне» и игровой фильм «Сноуден» - стали фактом международной политики. К этой роли судьба вела Стоуна давно, начиная с войны во Вьетнаме, куда он отправился добровольцем, где получил два ранения, ордена.
Война дала ему как кинорежиссёру громадный материал. За свою вьетнамскую трилогию – «Взвод» (1986), «Рождённый четвёртого июля» (1989), «Небо и Земля» (1993) – он получил два Оскара. Эти кинопроизведения всегда служили лучшим ответом американского режиссёра на возможные упрёки в недостатке патриотизма.
Фильмы Стоуна стали прямым подтверждением его же слов о том, что разоблачение лжи Пентагона, ЦРУ, американских неоконов является тяжёлой, но необходимой работой по излечению американского общества. На этих позициях Стоун неуязвим: не только политики вроде Билла Клинтона, уклонившегося в своё время от призыва в армию, но и американские ветераны Вьетнама не в состоянии поставить под сомнение его манифест: «Я люблю свою страну, я помогаю более широкому пониманию нашей американской истории».
Кинокритики ещё не раз напишут о «Сноудене», премьера которого состоялась 15 сентября 2016 года в России и на следующий день в США (мировая премьера фильма прошла 9 сентября на международном кинофестивале в Торонто, который называют «фестивалем фестивалей»).
Фильм о бывшем сотруднике ЦРУ и АНБ США Эдварде Сноудене опытный мастер снял в спокойной, повествовательной, реалистической манере, стараясь держаться фактов, избегая спецэффектов, которые украсили бы какой-нибудь блокбастер. Фильм сосредоточен на внутреннем мире человека, который не просто оказывается в центре гигантской машины электронного шпионажа, но и (по сюжету фильма) попадает в узкий круг технических создателей этой машины.
Стоун говорит: «Я снял „Сноудена“ по чисто человеческим причинам. Мы противостоим гиганту. Правительству США нельзя перечить. Оно всё равно делает, что хочет… Республиканцы — безумцы, демократы тоже. И Трамп и Клинтон — несерьёзные кандидаты. Оба болтают о банальных вещах, но молчат о слежке, войнах, изменениях климата… Надеюсь, что людям пока ещё не всё равно. Шансов мало, но надежда есть».
Наверное, шансов действительно мало. Ведь если начало проката кинокартины в США в первые выходные дни после премьеры было с точки зрения кассовых сборов провальным, как писали некоторые СМИ, то не означает ли это, что болезнь американского общества зашла дальше, чем думает режиссёр?
Кинематографический Эдвард Сноуден в подкупающем исполнении Джозефа Гордон-Левитта от первого до последнего кадра остаётся самим собой. Сноуден у Стоуна – один и тот же и тогда, когда в толпе перед Белым домом в Вашингтоне отказывается подписывать петицию протеста против войны Буша в Ираке, и когда выбирает профессию «родину защищать», и когда, приняв самое драматическое в своей жизни решение, бежит из Гонконга. Бежит из электронного концлагеря, бежит из Америки Бушей и Клинтонов, Обамы и Маккейна…
Ключевая сюжетная точка фильма: решение Сноудена бежать и предать широчайшей гласности то, что ему известно, окончательно созревает тогда, когда он узнаёт, что наибольшее количество объектов электронной слежки, которую АНБ ведёт по всему миру, находится не в Китае, не в России, не в Иране, а… в Соединённых Штатах. Впоследствии уже не кинематографический, а реальный Сноуден скажет: «Меня больше заботит, что будет со страной, чем то, что будет со мной». И, глядя на этого «странного парня», каким он предстаёт в фильме, ему веришь.
…В 2013–2014 годах секретную информацию, полученную от Эдварда Сноудена, публиковали четыре издания — The New York Times, The Intercept, The Washington Post и The Guardian. В сентябре сего года, в дни премьерных показов нового фильма Оливера Стоуна, три из этих четырёх изданий призвали американское правительство разрешить Сноудену вернуться в США без риска быть посаженным в тюрьму. И только The Washington Post, получившая за публикации материалов Сноудена Пулитцеровскую премию (!), потребовала отдать его под суд.
С таким же призывом – помиловать Сноудена – выступил в эти сентябрьские дни и бывший участник президентской кампании Берни Сандерс. «Информация, которую рассекретил Эдвард Сноуден, позволила Конгрессу и американскому народу понять степень злоупотребления АНБ своими полномочиями и увидеть нарушение конституционных прав американских граждан», — заявил Сандерс.
20 сентября на сайте агентства Рейтер появилась статья Джеймса Бэмфорда (James Bamford), американского писателя, в прошлом аналитика спецслужб, работавшего некоторое время в АНБ, а ныне колумниста Foreign Policy. «В среду (14 сентября с. г. – И.Ш.), - пишет Бэмфорд, - Американский союз защиты гражданских свобод (American Civil Liberties Union – ACLU) и другие правозащитные организации (в их числе Amnesty International. – И.Ш.) объявили о начале кампании за президентское помилование Сноудена. Уже на следующий день Комитет по разведке палаты представителей обнародовал письмо, направленное президенту США членами комитета, представляющими обе партии; в письме говорилось о невозможности помилования Сноудена, а сам он назывался человеком, нанесшим "огромный ущерб национальной безопасности"».
«Фильм Оливера Стоуна, проникнутый сочувствием к Сноудену, - полагает Джеймс Бэмфорд, - может сдвинуть общественное мнение в его пользу. В фильме показана эволюция Сноудена из сторонника президента Буша и войны в Ираке в обличителя АНБ, раскрывающего массовые масштабы незаконного шпионажа АНБ за американскими гражданами». Бэмфорд считает, как и Стоун, что надежда на изменение существующего порядка вещей есть. Укрепляет надежду и то, что Американский союз защиты гражданских свобод назвал Сноудена «великим американцем, который заслужил помилование своим патриотическим поступком»
Николас Кейдж, сыгравший у Стоуна роль ветерана американской разведки, наставляющего героя фильма, сказал, что Эдвард Сноуден изменил мир. Это лишь красивая фраза. Драма выбора, особенно такого, какой сделал Сноуден, состоит в том, что выбор – это всегда отказ. И через отказ – обретение. Эдвард Сноуден не изменил и не мог изменить мир. Не может изменить мир и фильм Оливера Стоуна. Однако режиссёр средствами, доступными художнику, показал, что выбор, пока человек жив и внутренне свободен, есть всегда.
Эдвард Сноуден на экране, воссозданный мастерством Оливера Стоуна и Джозефа Гордон-Левитта, конечно, всего лишь художественный образ, но он стал сколком с сознания той части американского общества (не такой, возможно, и малой), которая открыто, порой бескомпромиссно расходится с верхушкой этого общества в понимании того, что есть патриотизм.