За полчаса до полуночи с воскресенья на понедельник на правительственном портале появилось сообщение о национализации крупнейшего украинского банка «Приватбанк», собственниками которого были Игорь Коломойский и Геннадий Добролюбов (они владеют 36,98% акций напрямую и 16,23 % в равных долях через офшорную компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах), а также группа миноритарных акционеров (около 10% акций).
По данным исследования, проведённого компанией GFK Украина, в третьем квартале 2016 года, среди физических лиц старше 16 лет «Приватбанк» считали своим основным банком 42,6% тех, кто пользуется банковскими услугами; среди субъектов предпринимательской деятельности таких 62,3%; среди юридических лиц – 33,5%.
Пост председателя правления теперь уже стопроцентно государственного банка займёт бывший министр финансов в правительстве Яценюка Александр Шлапак.
Буквально на прошлой неделе «Приватбанк» заявил об информационной атаке на него. «Очередная информационная атака на крупнейший украинский банк «Приватбанк», связанная с «псевдонационализацией» банка, в первую очередь направлена на клиентов банка и является попыткой дестабилизации политической ситуации в стране», – говорилось в официальном пресс-релизе.
О том, что слухи о национализации преувеличены, заявляли и высокопоставленные представители самого финансового учреждения. Решение Кабинета министров оказалось для них сюрпризом (как они сами утверждают).
Впрочем, объясняют это решение тоже информационными атаками. «С тех пор, как началась война, наш банк пережил семь информационных атак… Каждый день мы обновляли рекорды по количеству средств, выданных паникующим клиентам в банкоматах и отделениях. Кстати, в субботу, когда паника начала понемногу спадать, контрольный выстрел сделал «Интер» в вечернем выпуске новостей: «В понедельник «Приватбанк» приостановит все платежи! Впрочем, мы не получили ни подтверждения, ни опровержения этой информации от пресс-службы банка». Думаю, для журналистов «Интера» уготовано отдельное место в аду…» – рассказал директор по информационным технологиям «Приватбанка» Дмитрий Дубилет.
Однако «Интер» оказался прав: в прошедшую пятницу жители Украины тихо паниковали, собираясь забрать из «Приватбанка» деньги, а в ночь с воскресенья на понедельник банк был спешным образом национализирован, дабы панические настроения в понедельник не переросли в нечто большее.
«Вы задумывались о том, что слухи о национализации банка вызывают панику у населения, желание забирать депозиты и обналичивать кредитки? По-моему, это лучшая характеристика уровня доверия населения к власти, пришедшей благодаря Майдану. Можно 300 раз называть себя патриотом, бить кулаком в грудь и кричать, что всё будет хорошо, а во всем плохом виноват Путин, но когда встаёт вопрос о доверии личных средств команде революции, то здравый смысл берёт верх даже у самых твердолобых», – написал в своём блоге заместитель директора департамента PR «Приватбанка» Денис Гороховский.
В блогах можно писать что угодно, но личные средства огромного количества граждан, частных предпринимателей и компаний оказались в руках у «команды революционеров». Дыра в капитале «Приватбанка», по данным МВФ, составляет около $5 миллиардов, а большая часть кредитов юридическим лицам, вероятно, выведена за границу в интересах бывших собственников или связанных с ними лиц (по сведениям Business New Europe, таких кредитов у «Привата» 90%).
В кредитном портфеле «Приватбанка» на 1 ноября 2016 года было около $7,6 млрд, из которых кредиты физическим лицам составляли 15%, юридическим – 75%. Среди десятки крупнейших неплательщиков – известные «приватовские» офшоры (по данным Forbes). Иначе говоря, «Приватбанк» собирал деньги с населения, получал рефинансирование от государства, а затем перекачивал все средства в офшорные компании, связанные с бывшими теперь уже собственниками банка.
Поэтому не стоит удивляться аттракциону неслыханной щедрости в виде мирной передачи «Приватбанка» государству – его акционеры сумели обеспечить себя «подушками безопасности», оставив Украине проблему, цена которой – 5 миллиардов долларов! Теперь власти переложат эту проблему на плечи плательщиков налогов. Во всех случах платить придётся из бюджета, а значит – из карманов граждан.
Национализация «Приватбанка» была условием МВФ, поскольку 5-миллиардная дыра в капитале стала угрозой для всей банковской системы Украины и, стало быть, для этого режима.
Сказка про Золушку сбылась наяву, хотя и с поправками: за полчаса до 12-го удара часов «Приватбанк» превратился в тыкву.
Соб. корр. ФСК