Вечером 20 декабря в Москве завершилась трёхсторонняя встреча министров иностранных дел России, Ирана и Турции, на которой принято Совместное заявление по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта. В подготовку документа внесли вклад министры обороны трёх стран, которые встречались параллельно с главами дипломатических ведомств.
Готовность Анкары решать региональные проблемы вместе с Москвой и Тегераном указывает на возникновение новой геополитической парадигмы на Ближнем Востоке.
Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что тройственная модель взаимодействия Россия – Иран – Турция наиболее эффективна для сирийского урегулирования. «Считаю наиболее эффективным тот формат, который вы сегодня наблюдаете. Это не попытка бросить тень на усилия всех других наших партнеров добиться прогресса в урегулировании сирийского кризиса, это просто констатация факта», - заявил глава российского внешнеполитического ведомства.
По итогам переговоров стороны выразили решимость совместно бороться с запрещёнными в России террористическими «Исламским государством» (ИГ) и «Ан-Нусрой» и отмежевать от них группировки вооружённой оппозиции. Конкретно договорились о взаимодействии в Восточном Алеппо, чтобы провести добровольную эвакуацию гражданского населения и обеспечить организованный выход вооружённой оппозиции. Министры одобрили также завершение частичной эвакуации гражданского населения из других районов Сирии, выразив готовность к сотрудничеству с представителями Международного комитета Красного Креста и Всемирной организации здравоохранения.
Иран, Россия и Турция убеждены в отсутствии военного решения сирийского конфликта и готовы стать гарантами будущего соглашения между правительством Сирии и оппозицией. Выработано общее предложение возобновить политический процесс урегулирования в Сирии в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254. Акцент сделан на расширении режима прекращения огня, обеспечении беспрепятственного доступа гуманитарной помощи и свободного передвижения гражданского населения по территории страны. Министры пригласили все другие страны, имеющие влияние на ситуацию «на земле», поступить таким же образом.
Важно, что Турция, как и Иран с Россией, в полной мере подтверждает уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики в качестве многоэтнического, многоконфессионального, демократического и светского государства. Альтернативы этому подходу нет, отметил Сергей Лавров.
Похоже, на этот раз достигнутыми результатами удовлетворены все три страны. «Это была очень полезная, хорошая совместная работа», - отмечено по итогам переговоров. Действительно, в условиях, когда пробуксовывает выполнение резолюций СБ ООН, инициативные действия трех стран помогут преодолеть застой в усилиях по сирийскому урегулированию. Москва, Анкара и Тегеран договорились продолжать выстраивать дальнейшее взаимодействие, опираясь на одобренное Совместное заявление.
Создавать тройственные альянсы во все времена было непросто, найти согласие трёх гораздо сложнее, чем заключить мало к чему обязывающее многостороннее соглашение. Сомнений в реальности создания геополитического треугольника Россия – Иран – Турция, особенно по сирийской проблематике, было много. Тем не менее очень важный шаг в этом направлении сделан.
Британская The Telegraph назвала состав участников встречи «беспрецедентным», отметив, что «три региональные державы, наиболее глубоко вовлеченные в войну Сирии» договорились стать посредниками мирных переговоров между сирийскими повстанцами и режимом Асада и расширить хрупкий режим прекращения огня в Алеппо в других частях страны.
Американский информационный телеканал Fox News обращает внимание на то, что Турция в качестве ключевого игрока в сирийском конфликте перешла на сторону Москвы и готова выступать вместе с Россией и Ираном гарантом будущих договорённостей между правительством Сирии и оппозицией.
Соб. корр. ФСК