Россия, Иран и Турция предпринимают усилия по закреплению устойчивого перемирия на территории Сирийской Арабской Республики. 6 февраля в столице Казахстана состоялось первое заседание Совместной оперативной группы, созданной в соответствии с итоговыми договорённостями Международной встречи по сирийскому урегулированию с участием экспертов России, Турции, Ирана и ООН. К длившимся около 6 часов переговорам подключились также представители Иордании – страны, имеющей определённое влияние на боевиков юга Сирии.
В ходе консультаций был согласован механизм мониторинга режима прекращения боевых действий на сирийской территории. «Делегации подтвердили готовность продолжать взаимодействовать в интересах полного выполнения режима прекращения боевых действий в Сирии», – отметил глава российской делегации, замначальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Станислав Гаджимагомедов.
Особое внимание было уделено важнейшей задаче размежевания «умеренной оппозиции» от формирований запрещённой в России террористической группировки «Джебхат ан-Нусра». Эксперты трёх стран «более детально проработали разделение на картах тех районов, где действует "Джебхат ан-Нусра". Не во всем пока у нас совпадают мнения. В целом принципиально добились нанесения на карту этих районов». По итогам встречи планируется согласовать и подписать документ.
Договорённость о создании трёхстороннего механизма для контроля режима прекращения огня в Сирии была достигнута странами-гарантами на переговорах по межсирийскому урегулированию в Астане 23-24 января.
Кроме того, оппозиции и официальному Дамаску предложено создать рабочие группы по проекту Конституции Сирии, на базе которых в перспективе могла бы начать работу комиссия по окончательной выработке нового Основного закона государства.
Однако, прежде чем перейти к решению политических вопросов, необходимо добиться прочного закрепления перемирия «на земле», а здесь не всё гладко. Ранее в МИД Турции прошло консультативное совещание с участием представителей некоторых фракций сирийских боевиков, участвовавших в переговорах в Астане. Глава «Джейш аль-Ислам» М. Аллюш заявил об отказе ехать на политические переговоры в Женеве (их планируется начать 20 февраля) до тех пор, сказал он, «пока не будут выполнены наши условия, а именно: обеспечение перемирия, освобождение политзаключенных и снятие осады режима (президента Сирии Башара Асада) с ряда населенных пунктов». По его словам, сирийская оппозиция огласила на встрече с представителями стран-гарантов ряд требований, необходимых для установления перемирия: «В частности, нам обещали, что силы режима не войдут в долину Барада и Восточную Гуту, ни одна оппозиционная группировка не будет атакована, но эти обещания не были выполнены».
Напомним, что промедление с освобождением Вади-Барада от засевших там террористов означало гуманитарную катастрофу в лишённом нормального водоснабжения Дамаске (сейчас оно постепенно восстанавливается). Вольготным действиям боевиков в Восточной Гуте, откуда они могут совершать вылазки практически в центр Дамаска, также скоро придёт конец, так что Аллюшу и тем, кто за ним стоит, следовало бы отдавать себе в этом отчёт. По словам собеседника интернет-издания Газета.Ru, в настоящее время «офицеры Центра по примирению враждующих сторон заняты мониторингом режима прекращения боевых действий, введенного в Сирии под гарантии России, Турции и Ирана. Российским офицерам приходится участвовать в переговорах с командованием вооруженных отрядов оппозиции. Часто с большим риском для жизни. Недавно под обстрел радикалов попала команда российских специалистов в районе Вади-Барада северо-западнее Дамаска, где в итоге, несмотря на инцидент, удалось добиться присоединения местных полевых командиров к перемирию. Последнее способствовало восстановлению водоснабжения в сирийской столице. В Восточном Каламуне под гарантии российской стороны удалось добиться взаимодействия между проправительственными силами и оппозицией в борьбе против ИГ». По словам участников операции, даже джихадисты «Джебхат ан-Нусры» сами требовали участия российских военных в переговорах, когда покидали район Уаер в Хомсе, Дарайю, Хан-эш-Ших, другие населенные пункты оазиса Западная Гута близ Дамаска. Слово российского офицера было необходимо террористам в качестве гарантии соблюдения договорённостей со стороны командования частей Сирийской арабской армии.
Кроме того, российская сторона разработала два документа для контроля режима прекращения боевых действий в Сирии, сообщил С. Гаджимагомедов. Это «протокол к соглашению о введении режима прекращения боевых действий», регламентирующий условия такого режима, обязанности сторон по обеспечению гуманитарного доступа, обмена насильственно удерживаемыми лицами и другие детали, а также «положение о примирившемся населенном пункте, районе». Ожидается, что документ позволит в кратчайшие сроки стабилизировать обстановку в блокированных сирийских районах, включая Восточную Гуту и Вади-Барада. Российская сторона надеется, что эти сложные и требующие согласования и с Дамаском, и с оппозицией документы будут проработаны к следующей встрече в Астане.
Соб. корр. ФСК
Фото AFP