В Бишкеке на заседании Евразийского межправительственного совета глава Совмина Беларуси Андрей Кобяков возмутился стоимостью российского газа (чуть более $141,1 за тысячу кубометров, Минск же считает справедливой цену не выше $73). «Наши партнеры прекрасно осведомлены, что 96% электроэнергии в Белоруссии вырабатывается из российского природного газа. Как в такой ситуации можно конкурировать на общем рынке? Почему после создания ЕАЭС вместо постепенного сокращения разница почти в три раза выше? Какая свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы здесь может быть?» – вопрошал белорусский премьер, явно намекая на то, что и участие РБ в ЕАЭС не несёт выгод, и сам интеграционный формат спорный.
То, что претензии к России прозвучали на встрече евразийского формата, не случайно. Белорусское руководство рассчитывает на поддержку других стран ЕАЭС с тем, чтобы совместно упирать на противоречия такого союза, якобы односторонне выгодного только России. Дело в том, что у РБ уже есть свой собственный интеграционный проект с Россией – это проект Союзного государства, который долгие годы позволял Минску находиться с Москвой в состоянии особой, «эксклюзивной» дружбы, предполагающей и «эксклюзивную» плату за неё. Евразийский формат для Лукашенко гораздо менее удобен, чем формат Союзного государства, при условии, что последнее сохраняется в прежнем виде, без перспективы развития в направлении конфедерации.
«Скажу очень кратко и чётко, чего мы хотим: никаких низких цен мы не хотим на газ. Нам надо, чтобы руководство братской России выполняло свои обязательства. По содержанию и по духу. Если мы строим наш Союз – единое государство мы замахнулись построить, – то у наших людей и предприятий, у бизнеса должны быть равные условия на этом рынке. Всё, мы больше ничего не хотим», – заявил Александр Лукашенко 9 марта на совещании по актуальным вопросам развития страны. Слова эти прозвучали ответом премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который в Бишкеке прямо сказал Андрею Кобякову, что «здесь [в ЕАЭС. – Ред.] никто никого насильно не держит». А ещё Медведев упомянул про «газ по европейским ценам» – для «некоторых» стран, желающих усомниться в выгодах ЕАЭС и выйти из Евразийского экономического союза. Премьер-министр России не назвал при этом Беларусь, но президент РБ намёк понял.
«Меня больше всего удивили заявления моего закоренелого друга Медведева. Нас, кстати, уже пугать начинают, что газ мы будем природный покупать по европейским ценам. Типа того, что будете платить не $150, а $200. Это, знаете, сродни тому, что намек всем – в России, прежде всего, и в Беларуси, – что мы являемся нахлебниками в России: вот, видите ли, они нам делают какой-то подарок, – парировал Лукашенко из Минска. – Медведев должен понимать, что если мы будем платить как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить. И цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ. Мне казалось, и я думаю до сих пор, и, наверное, подавляющее большинство русских людей и россиян думают и понимают, что наши отношения с Россией – это не бухгалтерия. Бухгалтерия здесь и цена на природный газ, который не принадлежит Медведеву, не должна лежать в основе наших отношений».
Заявления Лукашенко свидетельствуют о глубоком кризисе в понимании белорусской стороной будущего интеграционных процессов с участием РФ и Беларуси: с одной стороны, общий формат ЕАЭС белорусским властям заметно «жмёт», с другой – есть желание поставить проект Союзного государства выше ЕАЭС, но нет желания его развить до настоящего Союза (это хорошо видно по болезненной для руководства РБ теме единого миграционного пространства). Однако момент истины рано или поздно наступит, руководству Беларуси так или иначе предстоит принимать решения: коль скоро Лукашенко говорит о строительстве Союза как единого государства, необходимо к этому строительству приступить на практике, а не только на словах о дружбе и братстве народов.
Белорусский президент предпочитает Евразийскому экономическому союзу «эксклюзивную» дружбу, дружбу на двоих. Однако должно ли это означать, что белорусской стороной будут сделаны реальные шаги на пути к реальному Союзу в реальном времени? Пока что Лукашенко шлёт России упрёки: «Если кто-то из умников там думает, что нас можно постоянно наклонять и ставить на колени, этого не будет».
В Бишкеке Медведев назвал белорусское давление на партнёров по ЕАЭС «ситуацией сродни шантажу» и отметил, что «злоупотребление правом Союза неприемлемо, интеграция имеет наднациональное значение». «Исполнение достигнутых нами договоренностей и сам интеграционный процесс в целом становятся заложниками специфически понимаемых национальных интересов», – сказал премьер-министр РФ.
Нацелен президент Беларуси на решение годами не решаемых проблем Союзного государства на словах или на деле – покажет ближайшее время: Лукашенко дал поручение премьер-министру и министру иностранных дел РБ подготовить повестку дня заседания Высшего госсовета Союзного государства, которое пройдёт в Москве. «Мы должны обозначить там коренные вопросы, которые должны сегодня решаться», – сказал белорусский президент, подчеркнув, что он является председателем Высшего госсовета.
Соб. корр. ФСК