Правоцентристская Народная партия за свободу и демократию Марка Рютте одержала победу на парламентских выборах в Нидерландах 15 марта, нанеся поражение своему главному оппоненту – Партии свободы Герта Вилдерса. Казалось бы, голландской общественности можно радоваться тому, что к власти не прорвался воинствующий ниспровергатель основ, готовый разрушить привычный образ жизни. Именно в таком ключе европейские СМИ описывают настроение большинства голландцев, которые, по их уверениям, радуются, что «напор правых остановлен, и Нидерланды могут выдохнуть с облегчением».
Однако победа досталась Марку Рютте в такой напряжённой борьбе и стоила таких невероятных усилий, что ещё неизвестно, какой будет её окончательная цена. Цена эта формируется не только в самих Нидерландах, но и на международной арене, и требуется некоторое время, чтобы она вполне определилась.
Пока же можно сказать, что представительство победившей на выборах Народной партии за свободу и демократию уменьшилось. Теперь в парламенте, где всего 150 мест, у неё вместо 41 будет только 33 места. Тот факт, что Рютте всё же опередил Вилдерса, объясняется, прежде всего, взвинченностью политических настроений в обществе. В завершившейся избирательной кампании население Голландии было политизировано как никогда. Количество принявших участие в выборах, было необычайно велико – 80% граждан, имеющих право голоса.
Многие наблюдатели утверждают, что избиратели вышли на выборы для того, чтобы не дать прорваться к власти Герту Вилдерсу с его Партией свободы. Однако это не так: количество голосов, поданных за партию Вилдерса, возросло по сравнению с предыдущими выборами 2012 года на 3%, и вместо бывших у неё 15 мест в парламенте Партия свободы завоевала 20. А партия Рютте потеряла на этих выборах 8 парламентских мест, получив на 5% голосов меньше, чем в прошлый раз.
Возвращаясь к цене победы, эксперты указывают, что предвыборный спурт Марка Рютте удался из-за искусственного обострения отношений с Турцией, в котором он сыграл на патриотических настроениях населения. Легко спровоцировав Эрдогана на неприемлемые для голландцев оскорбительные обвинения в нацизме, Рютте выбросил лозунг «Мы не дадим себя в обиду!» и стал стремительно отрываться от соперника в последние дни избирательной кампании.
Весьма характерно, что в Европе «не заметили» этой особенности голландских выборов и пытаются выдать чёрное за белое. Председатель европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, например, заявил: «Это голосование за Европу и против экстремистов», а Ангела Меркель «радуется предстоящей работе с победителем, другом и соседом». Однако ведь в результате кризис в отношениях Европы с Турцией только углубился. Сразу после победы Народной партии за свободу и демократию Эрдоган публично обратился к её лидеру: «Эй, Рютте! Возможно, ты со своей партией победил на выборах, но ты должен знать, что Турцию как своего друга ты потерял».
В минувшую среду турецкий министр по делам Европы Омер Челик высказался в пользу пересмотра соглашения Турции и ЕС по беженцам. По его словам, Турция выполняет свою часть обязательств, а Евросоюз – нет. Например, заявил Челик, Евросоюз поступает нечестно в отношении обещанного свободного въезда турецких граждан в ЕС. Визовый режим так и не отменен. Поэтом у Анкары нет оснований далее придерживаться соглашения.
Когда год назад ЕС и Турция подписывали это соглашение, оно казалось европейцам выходом из кошмарного тупика, созданного наплывом беженцев. Турция взяла на себя обязательство остановить этот поток и выполняет его, сконцентрировав на собственной территории около трёх миллионов беженцев из Сирии и Ирака. Если она снова откроет этим людям выезд в Европу, ситуация вернётся к положению, существовавшему в 2015 году.
Однако и это еще не всё. Чтобы европейцы лучше поняли, как не надо обращаться с турецкими министрами, Анкара приостанавливает работу в некоторых партнёрских программах НАТО. По мнению обозревателей, это может повлиять на такие важные миссии НАТО, как миссия в Косове, Афганистане и в Средиземном море. «Турецкая блокада программ сотрудничества – это очень серьезная проблема для НАТО», – считают в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Одним из последствий этой блокады станет то, что в новом учебном курсе в военной академии в Риме не будет заниматься ни один военнослужащий из государств-кандидатов на вступление в НАТО. Несколько стран-кандидатов, в первую очередь Швеция и Финляндия, выразили свою озабоченность. «В долгосрочном плане это может повлиять на оперативные способности НАТО и заблокировать наши возможности поддерживать операции НАТО», - говорится в письме финского посла при НАТО Piritta Asunmaa генсеку Йенсу Столтенбергу
Кризис в отношениях ЕС с Турцией углубляется, и победитель выборов в Нидерландах основательно этому помог.