Президент Молдовы Игорь Додон отметил 100 дней своего вступления в должность двумя ошеломительными новостями. Во-первых, он подписал Декрет о назначении в республике консультативного референдума по четырём вопросам, в числе которых сокращение количества депутатов парламента со 101 до 71 человека и наделение президента дополнительными полномочиями по роспуску парламента и назначению даты досрочных парламентских выборов. «Я обещал, что спорные вопросы повышенной важности будут решаться на референдуме. Все эти проблемы я пытался решить в парламенте. Внёс эти предложения в парламент, но они блокируют все инициативы. Я другого выхода не вижу, кроме как обратиться к народу, чтобы узнать мнение граждан по этим животрепещущим вопросам», – заявил Додон журналистам.
За месяц до своей инициативы по поводу проведения референдума президент Молдовы представил законопроект по изменению конституции, предложив депутатам поддержать роспуск парламента по ряду дополнительных оснований. Ещё в феврале Додон обещал обратиться напрямую к народу, если парламентарии не сочтут возможным собрать необходимое количество подписей в поддержку президентских конституционных инициатив. Так и вышло.
Представленный законопроект предполагает роспуск парламента:
– после консультаций президента с депутатскими фракциями;
– при неисполнении в течение года воли народа, выраженной на консультативном референдуме;
– в случае негативного результата республиканского референдума об отставке президента или подтверждённой конституционным судом его недействительности;
– в случае, если парламент в течение 2-х месяцев не в состоянии принять бюджет;
– по итогам референдума, инициированного президентом.
В действующей Конституции Республики Молдова (РМ) роспуск парламента возможен только в двух случаях: если в течение 3-х месяцев он не может сформировать правительство или же в случае неспособности в отведённое время выразить вотум недоверия правительству. Фактически депутаты и члены правительства представляют собой подобие системы «сообщающихся сосудов»: парламент и утверждает премьер-министра с министрами, и распускает его. Президент только выдвигает кандидатуры и утверждает их после одобрения парламентом. Воля народа остаётся за рамками системы: неважно, какие показатели доверия у главы государства и у депутатского корпуса, президент не имеет полномочий распустить парламент, даже если депутаты откровенно саботируют его инициативы. Вместо обещанного «европейскими ценностями» баланса ветвей власти получается откровенное их противостояние, а демократия вынесена за скобки.
Это и подвигло Додона назначить консультативный референдум. И можно сколько угодно утверждать, что тут просто изучение общественного мнения, которое не имеет юридических последствий. Воля молдавского народа будет висеть над проевропейским большинством парламента дамокловым мечом, и выбор невелик: либо проигнорировать результаты референдума и тем самым отказаться от своей проевропейскости, либо дать ход законопроекту президента об изменениях конституции.
Перед глазами у молдавских парламентариев будет, как ни крути, стоять призрак консультативного референдума в Нидерландах по Украине, итоги которого власти игнорировать не смогли – пришлось на европейском уровне подтверждать гарантии того, что украинское государство в ЕС принимать никто не собирается. А ведь это тоже был «только опрос», как утверждали СМИ.
Додон вынес также на референдум вопрос об отмене закона о порядке возврата украденного миллиарда евро из банковской системы Молдовы (так называемого закона о миллиарде, предполагающего перевод в госдолг суммы, одолженной Нацбанку РМ для закрытия финансовых «дыр» трёх ликвидированных банков – это было одним из условий МВФ). Додон считает, что украденный миллиард должны возвращать не налогоплательщики, а виновные в присвоении денег. «Приложу все усилия, чтобы эти деньги возвращали те, кто был замешан в этой краже, буду настаивать на том, чтобы все, кто виновен, были наказаны, чтобы имущество всех, кто прямо или косвенно принял участие в этом преступлении, было конфисковано и продано», – заявил президент. Правительство же, принявшее в 2016 году злополучный «закон о миллиарде», объявило, что обратной силы он не имеет и отменить его невозможно – пусть долги банкиров оплачивает население республики.
Ещё один вопрос, вынесенный Додоном на референдум – замена в школьной программе предмета «история румын» на «историю Молдовы». Это положение содержится и в программе Партии социалистов (ПСРМ) – её Додон возглавлял с 2011 года до своего избрания на пост президента страны в ноябре 2016 года. Для сторонников поглощения Молдовы Румынией (и, соответственно, румынизации образования) инициатива Додона крайне болезненна. А он обещал своим избирателям быть промолдавским президентом – и выиграл выборы.
Проведение консультационного референдума назначено на 24 сентября 2017 года.
Второе событие, которым отмечено начало президентского срока Игоря Додона, – грядущее подписание меморандума с Евразийским союзом. Премьер-министр Молдовы Павел Филип кисло высказался по этому поводу: мол, сотрудничество Молдовы с ЕАЭС не принесёт пользы. «С точки зрения правительства как подписание меморандума о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом, так и заявка на получение статуса государства-наблюдателя в рамках Евразийского союза нецелесообразны, так как это не принесет нашей стране какие-либо экономические дивиденды», – говорится в письме премьера, которое передано Додону и опубликовано на официальной странице правительства Молдовы в Facebook. По мнению Филипа, «участие Молдовы в этом региональном геополитическом проекте означало бы принятие ряда правил Таможенного союза, что является несовместимым с режимом свободной торговли, который применяется в отношении с Европейским союзом».
В ответ Додон резко раскритиковал главу правительства и напомнил ему, что как раз соглашение об ассоциации с ЕС оказалось губительным для страны – оно сделало банкротами многих молдавских производителей. «Премьер Филип говорит о геополитическом равновесии и социально-политической стабильности? Возможно, стабильность есть в кабинетах правительства. Общество же кипит от недовольства, а Республика Молдова никогда за последние два десятилетия не была настолько геополитически разобщена, как сейчас, когда так называемая демократическая власть находится в прямой дипломатической конфронтации с Российской Федерацией», – возмутился президент Молдовы. По его убеждению, «однобокая политика власти разделила страну». «Меморандум с Евразийским экономическим союзом будет подписан, и точка», – резюмировал Додон.
Соб. корр. ФСК