Экономическое и финансовое положение «единой Европы» становится всё более шатким. Поиски путей выхода из создавшего положения выливаются в проекты создания новых институциональных структур. Например, в 2015 году родилась идея создания общеевропейского министерства финансов в дополнение к Европейскому центральному банку, но сейчас о ней вспоминают редко; с выходом из ЕС Великобритании, которая значится в первой пятёрке доноров «единой Европы», скромный единый бюджет ЕС грозит затрещать по швам.
В начале текущего года Европейская банковская администрация (European Banking Authority - ЕВА) выдвинула ещё одну идею – предложение создать общеевропейский «плохой» банк, который должен принять на себя «плохие» кредиты и «токсичные» активы системообразующих банков еврозоны. Проект общеевропейской «финансовой помойки» призван остановить сползание Евросоюза к банковскому кризису.
И вот на днях прозвучала идея создания ещё одного института – Европейского валютного фонда (ЕВФ). Судя по всему, идея родилась в недрах Еврогруппы – сообщества министров финансов еврозоны, которое не является официальной структурой ЕС. Назначение Еврогруппы – готовить предложения для Совета по экономическим и финансовым вопросам Совета Европейского содружества.
В сентябре 2004 г. Еврогруппа решила, что она должна иметь постоянного президента. Первым президентом Еврогруппы был Жан-Клод Юнкер – премьер-министр и министр финансов Люксембурга. В январе 2013 г. его сменил Йерун Дейсселблум, министр финансов Нидерландов. 20 марта Дейсселблум в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung сделал сенсационное заявление: Евросоюзу, сказал он, нужно создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) по образцу МВФ. Такой фонд, полагает Дейсселблум, может вырасти из Европейского стабилизационного механизма (ESM). Еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Пьер Московиси в тот же день выразил поддержку замыслу европейского аналога Международного валютного фонда (МВФ). «Я не шокирован этим предложением. Европейский стабилизационный механизм развивается …Почему бы и не Европейский валютный фонд (ЕВФ)? Я думаю, это подлежит открытому обсуждению», - сказал Московиси.
Европейский стабилизационный механизм (European Stability Mechanism, ESM) – это фонд, предоставляющий помощь странам еврозоны, когда у них возникают трудности с финансированием. В договор о создании ESM входят положения, требующие от государства, нуждающегося в помощи, участия в налогово-бюджетном соглашении, а также пункты, устанавливающие процедуру голосования по всем решениям фонда большинством, что исключает возможность блокирования работы фонда малыми странами. С июля 2013 года Европейский стабилизационный механизм стал единственным и постояннодействующим механизмом реагирования на запросы об оказании финансовой помощи в странах еврозоны.
На конец 2015 года валюта баланса ESM составила 778,9 млрд. евро. Подавляющая часть пассивов (финансовая база ESM) была сформирована за счёт ценных бумаг, размещённых среди стран-членов еврозоны. Акционерный капитал превысил 700 млрд. евро. На самом деле такие гигантские суммы – это оптический обман. Дело в том, что в балансе ESM более 600 млрд. евро – это так называемая неоплаченная часть акционерного капитала. Это не более чем обязательства участников ESM оплатить свои доли «в случае необходимости». Денежные средства и приравненные к ним высоколиквидные инструменты составляют 54,8 млрд. евр.
К концу 2015 года сумма кредитов, выданных странам-членам, составила 63,4 млрд. евро, что на 18 млрд. евро превысило сумму на начало года. Прирост суммы выданных кредитов произошёл за счет перечисления траншей кредита Греции на сумму 21,4 млрд. евро и Кипру на сумму 0,6 млрд. евро. В то же время Испания в 2015 г. погасила свою задолженность на сумму 4,0 млрд. евро по кредиту, полученному ранее.
Эти три страны – Кипр, Испания и Греция – стали основными клиентами ESM за четыре года функционирования данного института. Главным клиентом ESM является Греция. С ней летом 2015 года, когда она оказалась на грани дефолта по обязательствам перед МВФ, было подписано соглашение по третьей программе финансовой помощи на сумму 86 млрд. евро. В качестве «спасителей» Греции, согласно официальным заявлениям, выступили МВФ, Еврокомиссия и Европейский центральный банк (ЕЦБ). В тройке кредиторов Греции ESM представлен Еврокомиссией.
На примере третьей программы помощи Греции видно, почему президент Еврогруппы выступил с предложением создать европейский аналог МВФ. У европейских членов тройки кредиторов (Еврокомиссии и ЕЦБ) возникли достаточно серьёзные расхождения с третьим кредитором – Международным валютным фондом. МВФ полагает, что Греции будет недостаточно той помощи и тех мер перестройки, которые предусмотрены третьей программой. Летом следующего года (когда завершается действие программы помощи) тройке кредиторов в Греции придётся подвести промежуточный итог. МВФ полагает, что результаты будут неутешительными, потребуется новая, уже четвёртая программа помощи.
Европейским кредиторам становится всё сложнее находить общий язык с чиновниками МВФ. К тому же доля участия МВФ точно не определена. В любом случае Фонд здесь выступает в роли «пристяжного» (в 2015 году называлась ориентировочная сумма кредитов МВФ в 16 млрд. долл., что составляет немного более 18% всей программы помощи). Противоречия между европейскими кредиторами и МВФ по поводу помощи Греции зашли так далеко, что эксперты вообще не исключают варианта, при котором Фонд может в этом году выйти из игры.
После прихода в Белый дом Дональда Трампа надежд на то, что Америка будет и дальше подставлять свое плечо Европе при кризисных ситуациях вроде дефолта Греции, поубавилось. Международный валютный фонд, как известно, находится под сильным влиянием Вашингтона, Соединённым Штатам принадлежит «контрольный пакет» акций в МВФ. Фактически МВФ – «дочка» Минфина США. Так что идея создания Европейского валютного фонда – это отчасти реакция Брюсселя на возможное охлаждение в американо-европейских отношениях. Так сказать, попытка сделать Европу «самодостаточной».
Вообще, идея Европейского валютного фонда не нова. Ещё в 1979 году на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была создана Европейская валютная система (ЕВС); тогда же появилась европейская валютная единица ЭКЮ (она существовала до 1998 года и была заменена на евро) и был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund). Он создавался за счёт взносов государств-членов и должен был стабилизировать обменные курсы валют отдельных стран в рамках ЕС путём выдачи кредитов. В 1998 году, когда Европа стала переходить на единую валюту, потребность в подобном фонде исчезла.
Затем идея Европейского валютного фонда была реанимирована на излёте финансового кризиса 2007-2009 гг., когда Европа начала медленно вползать в другой кризис – долговой, грозивший распадом Европейского союза. В новых условиях фонд понадобился не для стабилизации валютных курсов национальных денежных единиц (они были упразднены), а для того, чтобы не допускать вопиющих нарушений финансовых нормативов, которые определялись Маастрихтским соглашением 1992 года (дефицит бюджета, государственный долг, инфляция, процентные ставки). Ещё в 2010 году главный экономист Deutsche Bank Томас Майер предложил создать полноценный Европейский валютный фонд по аналогии с МВФ. То есть с солидным статусом, достаточной капитализаций за счёт взносов стран-членов еврозоны, функциями контроля за исполнением условий выданных кредитов (регулярные миссии по типу тех, которые практикуются в МВФ). Мыслилось, что ЕВФ в отличие от ESM должен распространять своё действие не только на еврозону (19 государств), а на всех членов Европейского союза (27 государств).
Экспертное сообщество обсуждает идею ЕВФ уже два-три года. Существует мнение, что сумма капитала такого фонда не может быть меньше 50 млрд. евро. А распределение взносов (исходя из этой минимальной суммы) могло бы выглядеть следующим образом: Германия – 5-7 млрд. евро, Франция, Италия – 3-6 млрд. евро. Непонятно, готовы ли будут другие члены ЕС внести хоть что-то. Если такая готовность не обнаружится, тогда взносы главных членов ЕС могут существенно возрасти.
Судя по всему, Германия предложение Дейсселблума по созданию ЕВФ забракует. И не только потому, что ей придётся нести основную часть расходов. Ангела Меркель в отличие от многих других вполне довольна действиями Международного валютного фонда в Европе и вряд ли посчитает целесообразным создание европейского конкурента МВФ. Единственное предложение МВФ, с которым не согласна Меркель, – списать часть долга Греции.
Даже если после выборов во Франции (апрель-май) и Германии (сентябрь) настроения в Европе сложатся в пользу европейского фонда, процесс его создания не обещает быть быстрым. Во-первых, потребуется согласие на создание ЕВФ от всех 27 стран-членов ЕС, что делает неизбежными длительные переговоры. Во-вторых, возникнет необходимость внесения серьёзных корректив в законодательство ЕС, в статус органов управления Евросоюзом. В этих условиях катализатором процесса принятия решения по ЕВФ может стать ожидаемое в текущем году обострение финансового положения Греции (в середине лета ей предстоит сделать выплаты по полученным кредитам на сумму 4,2 млрд. евро), а также Италии (её банки находятся в критическом состоянии) и ряда других стран ЕС.