Пираты в Азии: кому нужно «новое Сомали» в море Сулу?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Морские пираты существуют столько же, сколько существует мореплавание и морская торговля. Не исчез пиратский промысел и в XXI веке. Согласно выводам исследования, проведенного в 2010 году организацией Oceans Beyond Piracy, ущерб, наносимый морским разбоем, можно оценить в 7-12 миллиардов долларов в год. 

И хотя больше всего в мире наслышаны о сомалийских пиратах, в последние годы на первое место по количеству пиратских нападений на торговые суда вышел район моря Сулу – межостровного моря в Тихом океане, омывающего берега Малайзии, Индонезии и Филиппин. 

Как утверждает Newsweek, за период с 1993 года по настоящее время на этот регион пришёлся 41% совершённых нападений.

Пираты и Абу Сайяф

Повсюду, даже у побережья Сомали, активность пиратов снижается (в 2016 году во всём мире было зарегистрировано менее 200 пиратских нападений – самый низкий уровень за 20 лет), и только в море Сулу пираты действуют всё наглее. Почему так происходит, никто не может объяснить, но тот же Newsweek, ссылаясь на местные источники в странах Юго-Восточной Азии, в статье, опубликованной в марте сего года, пишет о районе моря Сулу как о «новым Сомали». Использует это сравнение и президент Филиппин Родриго Дутерте. По данным Регионального объединения по борьбе с пиратством в Азии (ReCAAP), орудующие в море Сулу пираты продолжают выбирать в качестве своей цели крупные торговые суда; почти все нападения направлены на похищение экипажа с целью выкупа.

Пиратство здесь самым тесным образом связано с деятельностью базирующейся на юге Филиппин группировки Абу Сайяф, известной также как Аль-Харакат аль-Исламия (Исламское движение) и присягнувшей на верность «Исламскому государству». Абу Саяйф «зарабатывает» на выкупе захваченных заложников и значится в официальном регистре зарубежных террористических организаций Государственного департамента США.

Преобладающая в западной экспертной среде точка зрения на ситуацию с пиратством в море Сулу выглядит примерно следующим образом: ни Индонезия, ни Малайзия, ни Филиппины не способны справиться с угрозой самостоятельно, поэтому необходимо создать более широкую международную коалицию; только отправкой в районы, страдающие от пиратства, военных флотилий, без проведения операций на суше, искоренить морской разбой в этой части мира не удастся; политика президента Филиппин Родриго Дутерте, пообещавшего убрать из страны все американские военные базы, приведёт к дестабилизации региона. И вытекающий из этих рассуждений вывод: Соединённым Штатам следует активизировать борьбу с пиратами в морях Сулу и Сулавеси (соединяет Тихий и Индийский океаны) и исламистами группировки Абу Сайяф на Филиппинах. 

Дополнительный драматизм сложившейся в районе «нового Сомали» ситуации придаёт пограничное положение моря Сулу с Южно-Китайским морем, через которое пролегает одна из важнейших в мире морских коммуникаций. Этим путём проходит 80% танкеров, доставляющих нефть в Китай, Японию и Южную Корею. Считается, что тот, кто контролирует Южно-Китайское море, контролирует морские пути, ведущие из Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в Восточную Азию. 

Геополитическая обстановка в регионе всё время подпитывает опасения на тот счёт, что борьба с пиратами и террористами Абу Сайяф может стать удобным предлогом для увеличения здесь американского военного присутствия точно так же, как борьба с талибами стала в своё время предлогом для вторжения США и их союзников в Афганистан. 

В Афганистане американцы борются с талибами с 2001 года, но «Талибан» живёт и здравствует. На Ближнем Востоке американцы борются с «Исламским государством» (ИГ), но нет никаких признаков того, что они собираются его победить. С 2003 года американские военные помогают филиппинцам бороться с Абу Сайяф, но размах деятельности этой группировки как на суше, так и на море, не уменьшается. А после заявлений филиппинского президента Родриго Дутерте о дружбе с Китаем и о намерении заставить Соединённые Штаты вывести свои войска с Филиппин до 2022 года Вашингтону ещё больше есть чего опасаться. Тем более, когда президент Дутерте говорит, что его страна была бы признательна, если бы китайские корабли начали патрулировать опасный район (море Сулу). Китайские – не американские корабли!

В Пекине призвали к «народной войне на море»

В американских СМИ можно встретить рассуждения о том, что, укрепляясь в Юго-Восточной Азии, Вашингтон готовится к решительному противоборству с Пекином в Южно-Китайском море, откуда через Малаккский пролив идёт выход в Индийский океан. И если продолжить рассуждение, пираты-исламисты в таком противоборстве могут пригодиться: борьба с ними может стать оправданием того, чтобы корабли ВМФ США прибыли «на помощь» в этот район мира. 

Американский контроль над морем Сулу и Малаккой превратился бы в двойную удавку на китайских маршрутах транспортировки нефти. 

Что же касается Китая, то там существует давнее и полное согласие в отношении принадлежности ему акватории Южно-Китайского моря, этого «Средиземного моря» Восточной Азии. Серьёзность данного вопроса для Пекина можно оценить хотя бы по тому, что летом прошлого года министр обороны КНР Чан Ваньцюань призвал граждан готовиться к «народной войне на море для защиты суверенитета страны».

Фото: theloadstar.co.uk