Вопреки выражавшимся всё последнее время симпатиям Трампа к Израилю, его там ожидали с определённым беспокойством. Причина – известная непредсказуемость американского президента и возможное воздействие на него впечатлений от состоявшихся на первом этапе турне встреч на саммите арабских лидеров в Эр-Рияде.
Масштабы заключённых Трампом соглашений по военным поставкам с одной Саудовской Аравией – 110 млрд долл. сразу и 350 млрд долл. в течение 10 лет – захватывают дух даже у привыкших к щедрой военной помощи из-за океана израильских руководителей. А ведь предполагается дальнейшее расширение таких поставок за счёт других арабских стран, которые выразят готовность следовать в фарватере политики США. Пошли даже разговоры о возможном создании «арабской НАТО» с центром в Эр-Рияде. Речь Трампа в саудовской столице уже сравнивают с каирской речью Б. Обамы, произнесённой тем в мае ровно 8 лет назад и, по сути, открывшей «арабскую весну». Только с обратным знаком. Трамп заявил: «Мы выступаем за реализм, основанный на принципах продвижения безопасности через стабильность, а не через радикальные перемены и разрушения. По возможности мы будем стремиться к постепенным реформам, а не к хирургическому вмешательству». Тем самым президент США объявил о закрытии пресловутой «арабской весны».
Для Израиля консолидация стран арабского мира с обновлённым гигантским потенциалом вооружений – перспектива не самая благостная. Тем более что саммит в Эр-Рияде подтвердил инициативу этих стран в отношении палестино-израильского урегулирования на основе известных резолюций ООН. А делегация США с этим фактически согласилась. Попытки Трампа и его советников способствовать возникновению своего рода оси между собеседниками в Саудовской Аравии и Израиле на почве «совместной борьбы с терроризмом» и «иранской угрозы» выглядели довольно искусственно. Он объявил, например, в своей речи в иерусалимской резиденции израильского президента, что на встречах в Эр-Рияде почувствовал «понимание арабскими лидерами общности их интересов с Израилем» в противостоянии Ирану. Последнему, согласно Трампу, «никогда, никогда, никогда не должно быть позволено обладать ядерным оружием!». И ещё Иран должен вывести все шиитские милиции из Сирии, включая ливанскую «Хизбаллу», и разоружить их.
На деле в отношении борьбы с терроризмом интересы сторон не всегда совпадают, к тому же Израиль привык вполне успешно бороться с террористами в одиночку. Что касается «амбиций Ирана» в регионе, то все рассуждения на этот счёт надуманы, особенно на фоне уверенной победы в этой стране на президентских выборах представителя умеренных Роухани, последовательного сторонника «ядерной сделки». Роспуск же «Хизбаллы» находится вне компетенции Тегерана, поскольку эта организация, хотя и получает от иранцев помощь, является сложившейся и влиятельной политической силой другого государства – Ливана. И что делать с многочисленными суннитскими милициями джихадистского толка в Сирии, в состав которых входит немало боевиков из Саудовской Аравии? С одной стороны, Иерусалим и Эр-Рияд разделяют опасения перед «иранской угрозой», и израильское правительство понимает необходимость продажи оружия Саудовской Аравии для защиты страны от «экспансии Ирана». С другой стороны, Израиль ранее уговаривал США не поставлять самые современные вооружения Эр-Рияду. «Трамп в мгновение ока превратил Саудовскую Аравию из главного врага в близкого друга, и нельзя поручиться, что он не сделает обратное в отношении Израиля с такой же лёгкостью», - отмечает «Гаарец».
Посещение Трампом, первым из действующих американских президентов, Стены плача, мемориала Яд ва-Шем и другие подобные жесты на Святой земле, в том числе визиты в Храм Гроба Господня и в Базилику Рождества у палестинцев в Вифлееме, были яркими и запоминающимися. Они, конечно, добавили ему симпатий в местном обществе, только вряд ли что-то изменили в геополитике. Стену плача, например, Трамп посетил вместе с семьёй «в частном порядке», ответив отказом на желание израильских официальных лиц, включая Нетаньяху, сопровождать его.
На встречах с президентом Израиля Р. Ривлином и премьером Б. Нетаньяху Трамп, по свидетельству местной печати, вновь и вновь твердил о том, что «палестино-израильская проблема самая сложная в мире». Тем не менее он, дескать, преисполнен решимости взяться за её решение. При этом в подробности Трамп, как и раньше, не вдавался. Единственным признаком воздействия американского президента на принимающую сторону, по мнению израильских экспертов, было то, что и израильтяне заговорили о своей приверженности достижению мирного соглашения с палестинцами. Это уже «сдвиг», если учесть, что нынешнее руководство Израиля в последние годы полностью «похоронило» и процесс переговоров, и «само слово мир». Однако согласие с Трампом скорее было данью вежливости, чем отходом Нетаньяху от своей обструкционистской позиции по отношению к мирному процессу. Частые ссылки президента США в переговорах с израильтянами на то, что практически все арабские лидеры в Эр-Рияде в беседах с ним затрагивали палестино-израильское урегулирование и заявляли о своей приверженности мирному решению, хозяев мало вдохновили. Появилось достаточно много комментариев, в которых эти ссылки посчитали даже «неуместными».
Палестинцы в свою очередь опасаются, что своими маневрами Трамп стремится обеспечить «арабское прикрытие» для возобновления их переговоров с израильтянами. При этом он будет поощрять Израиль войти в переговорный процесс «без необходимости находиться в рамках решения о создании двух государств и даже в рамках арабской инициативы». Не случайно Вифлеем во время визита был охвачен демонстрациями протеста, не говоря уже о секторе Газа, где правит ХАМАС, объявленный Трампом террористической организацией.
Президент Палестины Махмуд Аббас, понимающий, что во время часовой встречи ему вряд ли удастся достичь существенных сдвигов в общем переговорном процессе, поставил перед собой одну главную задачу – предотвратить перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Соответствующее давление было оказано на Трампа и в Эр-Рияде. И, похоже, здесь временный успех палестинцам сопутствовал. При встречах с израильскими лидерами вопрос о переносе посольства не прозвучал (во всяком случае, публично), хотя ещё недавно президент США обещал этот вопрос поставить. Ожидания израильтян, что это произойдёт во время пребывания Трампа в Иерусалиме, не оправдались.
В остальном же говорить о каком-то содержательном наполнении «исторической инициативы» Трампа по примирению сторон самого застарелого ближневосточного конфликта просто не приходится. Если, конечно, не считать таковым заверение, сделанное им в очередной раз на встрече с палестинским руководством: «Я намерен добиваться достижения мирного соглашения между израильтянами и палестинцами. И я намерен делать всё, что могу, для достижения этой цели». В ответ на что Аббас, естественно, обещал то же самое.
В целом Трамп в свойственном ему стиле стремился понравиться всем и в Израиле, и в Палестине, всех к чему-то призывал и никому ничего конкретно не обещал. Как отмечают израильские эксперты, попытки Трампа одним махом достичь «окончательного решения их столетнего спора» были встречены обеими сторонами со скептицизмом, израильтянами - «жеманным», а палестинцами – «мрачным».
Крупнейшая газета Израиля “Маарив” пишет: «Места, которые посещает глава американской администрации, лидеры, с которыми он встречается, международные организации, в съездах которых он участвует, публика, перед которой он произносит речи, напоминают о том, что Трамп не имеет сформированной и внятной внешней политики, что он не способен реализовывать свои предвыборные декларации и что тем, кто рассчитывал на Трампа, не стоит опираться на его обещания и заверения».
Как иронически отметило одно из изданий, вероятность достижения в ближайшее время палестино-израильского урегулирования примерно же такая, как столкновения Земли с гигантским астероидом. А Трамп не астероид.
Фото: TPT