Три года назад, 17 июля 2014 года, на востоке Украины над неподконтрольными Украине территориями был сбит самолет Малайзийских авиалиний.
Boeing 777, выполнявший плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, рухнул на землю в районе села Грабово (ДНР). Погибли все находившиеся на его борту 298 человек. Эта катастрофа вошла в десятку крупнейших катастроф за всю историю авиации.
О сбитом самолёте поговорили 17 июля 2017 года на заседании украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО): заместитель министра иностранных дел Сергей Кислица напомнил о третьей годовщине трагедии и призвал приложить все усилия для установления виновных и привлечения их к ответственности.
Призывать, конечно, можно, но три года – достаточный срок, чтобы получить хоть какие-то результаты. А сегодня, как и три года назад, бесспорной информацией является только то, что Boeing MH17 был сбит, а все его пассажиры и члены экипажа погибли. Обо всём остальном можно только гадать, поскольку практически с первых же минут катастрофы и до настоящего времени вопрос расследования этой трагедии находится более в политической сфере, нежели в юридической либо технической. А все расследования предназначены исключительно для использования в закулисных политических торгах и для отвлечения внимания мировой общественности от реальных причин и настоящих, а не навязываемых через СМИ, виновников падения самолёта. Кроме того, расследование катастрофы Boeing МН17 не просто не завершено, а находится в стадии, на которой ещё вообще никто не может назвать даже приблизительные сроки его окончания.
В международную следственную группу JIT вошли до 200 следователей из Нидерландов, Бельгии, Украины, Малайзии и Австралии. Насколько серьёзно можно относиться к выводам, сделанным этой группой, говорит тот факт, что всю информацию для своей работы группа получала от Украины. Остальные данные – от независимой исследовательской диванной группы Bellingcat, которая снискала себе славу «расследованиями» на основе данных, полученных в Интернете. Нужно ли комментировать выводы этих «экспертов»?
Целью теракта было сразу обвинить в нём Россию, но когда идеологи и исполнители стали понимать, что такой вариант не выйдет, в ход пошла другая тактика – спустить дело на тормозах. По прошествии трёх лет объективное расследование теракта так и не было проведено, несмотря на все усилия российской стороны. Однако время от времени пресса будоражит общественность новыми «неопровержимыми фактами». Или старыми, которые можно выдать за новые.
Вот и в третью годовщину трагедии украинские СМИ взорвались очередной сенсацией: дескать, найдены новые доказательства вины России! 16 июля (аккурат к годовщине трагедии) российский Forbes со ссылкой на отчёт Совета по безопасности Нидерландов за 2015 год опубликовал статью, где рассказал об интересном нюансе: оказывается, Россия в ночь на 17 июля 2014 года, то есть в ночь перед катастрофой, запретила полёты гражданской авиации в сопредельном с Украиной российском воздушном пространстве на высоте менее 16150 метров. Кстати, 14 июля, за три дня до катастрофы МН-17, Украина тоже ввела ограничения, запретив гражданским судам спускаться ниже чем 9754 метра. Однако журналистов Forbes это не заинтересовало. Boeing вообще мог лететь другим путём, закрой Украина небо над зоной АТО, но нидерландский отчёт 2015 года сообщает любопытную деталь: за транзит через зону ответственности Днепропетровского центра управления воздушным движением украинское государство каждый день получало 175-250 тысяч евро. Автор статьи в Forbes подаёт российское решение об ограничении высоты полётов судов гражданской авиации 16 июля 2014 года как безусловную информационную бомбу: надо же, Россия за 17 часов до катастрофы малайзийского самолёта неожиданно запрещает полёты ниже высоты 16150 метров! И приходит к выводу, что это «сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса «Бук» – около 18 км». Эксперты Bellingcat плачут от зависти и в отчаянии грызут локти –Forbes их натурально обскакал! Вот только сенсация дутая: во-первых, ограничение Россией высоты полётов над зоной АТО для гражданских судов 16 июля выглядит как простой ответ на такую же меру украинской стороны 14 июля: Украина закрыла небо на высоте 9754 метра (после того, как в этот день был сбит украинский Ан-26 на высоте около 6300 м), Россия тоже его закрыла, полностью обезопасив полёты гражданских судов. Вопрос, почему на Украине ограничились высотой 9754 м, остаётся открытым. Что касается сопоставимости с высотой поражения ЗРК «Бук», то высота 16150 метров точно так же находится в зоне поражения, как и 9754 метра. Похоже, Forbes попал пальцем в небо.
Есть и ещё одна «сенсация», о которой в третью годовщину трагедии сообщил советник министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко. Он написал на своей странице в Facebook, что Ан-26 14 июля 2014 года тоже был сбит «Буком»! «Что также указывает на вину России», – утверждает Геращенко. Осталось спросить по примеру Forbes, почему Украина закрыла небо для полётов гражданских судов на высоте 9754 метра, если Ан-26 был сбит на высоте 6300 км, да ещё и «Буком»? В Киеве не читали тактико-технических характеристик ЗРК «Бук»? Правда, Геращенко пишет, что в 2014 году «было ошибочно решено, что Ан-26 был сбит российским самолётом выпустившим ракету типа «воздух-воздух», не входя в воздушное пространство Украины», но теперь-то уж точно известно, что это был «Бук». Однако если в Киеве после катастрофы Ан-26 14 июля «было ошибочно решено», что самолёт был сбит ракетой «воздух-воздух», почему Украина не закрыла в тот же день небо для гражданской авиации? Заврался советник.
Разумеется, эти «сенсационные» открытия радостно понесла в люди украинская пресса. Если уж российский Forbes взорвал информационную бомбу на пустом месте, то какой спрос с украинских СМИ, которые три с лишним года выдают ложь за правду?
Впрочем, на Украине есть и трезвомыслящие люди.
Политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник уверен, что «в лучшем случае, какая-то правда о сбитом Boeing станет известна через 5-7лет, когда сменится политический цикл и поменяются те люди, которые находятся у власти на Украине, в Европейском союзе, НАТО. Вот тогда созреют условия для более справедливого рассмотрения этого дела».
«На самом деле падение Boeing сыграло очень трагическую роль не только в судьбе его пассажиров, но и в судьбе украинского народа. До падения шли интенсивные, достаточно эффективные политические переговоры, которые в какой-то мере позволяли на тот момент избежать полномасштабных фронтовых боевых действий на Востоке. Падение Boeing привело к разрыву этих политических переговоров, эскалации противостояния между Россией и Западом, что вылилось в Иловайскую трагедию и все остальные трагедии на той войне. Падение этого самолёта стало одним из переломных моментов, после которого конфликт на Востоке перерос в полномасштабную войну», – подчеркнул Бортник.
Соб. корр. ФСК