Роджер Уотерс и русский вопрос: искусство быть независимым

И спустя много лет британский рок-музыкант готов идти против системы

Нам говорят: нет больших музыкантов, поддерживающих Россию в вопросах СВО. И они, эти говорящие, во многом правы. Оззи Осборн выпускает пластинки цветов украинского флага. Род Стюарт машет этим самым флагом на сцене. Перечислять таких селебрити можно долго. Но смех и грех заключаются в том, что большинство этих музыкантов знать не знают, где находится Украина и что там реально происходит. Они либо просто брякают, либо хотят быть в тренде.

И это проблема. Даже две. Ведь, во-первых, годах так в 60-х прошлого века общество усилиями медиа решило, что мнение музыкантов по любым вопросам, действительно, что-то да значит. И те, кто должен был писать и исполнять песни, стали размышлять о политике, истории и глобальном потеплении. Как следствие, они наговорили массу глупостей, подчас вредных глупостей. Отметился даже думающий и начитанный Дэвид Боуи. 

Во-вторых, со временем – очень быстро, на самом деле – ведущие рокеры стали частью мирового истеблишмента. Дэйв Грол поёт на инаугурации Джо Байдена. Мик Джаггер заседает на футболе в одной ложе с Биллом Клинтоном. Пол Маккартни встречается с королевской семьёй. Роберт Плант и Джимми Пейдж обнимаются и целуются в дёсны с Бараком Обамой. Фух, хотя бы Джон Лайдон из Sex Pistols не изменяет себе и говорит о продажности и диктатуре капитала и Запада. 

Между тем на общем фоне, безусловно, выделяется один персонаж. Его зовут Роджер Уотерс, он родился в Англии и играл в одной из величайших групп в истории рока Pink Floyd. Более того, именно этот человек, после того как другой основатель «пинков» Сид Баррет ушёл в параллельный мир, оставшись при этом, к слову, живым, взвалил на себя бремя лидерства, со временем, правда, не станем скрывать, мутировавшего в диктатуру. Тем не менее основная заслуга в создании таких великих пластинок, как, например “The Dark side of the moon” и “The Wall” принадлежит именно Уотерсу. 

Его, согласно политическим взглядам, часто называют «левым», и, вероятно, это действительно так. Однако ключевым для данного разговора является не «левая» ориентация Уотерса, а два его качества. Во-первых, в отличие от многих коллег Роджер искренне понимает всё несовершенство Запада в целом и капитализма в частности. В отличие от многих других он не смирился. Да, Запад подарил ему сотни миллионов долларов, особняки и роскошную жизнь, и кто-то скажет, что, мол, ну, конечно, он может позволить себе критиковать ту систему. С одной стороны, да, а, с другой стороны, ведь ему есть что терять – и отобрать данное богатство можно на раз. Так устроен хищный мир.

Во-вторых, Роджер Уотерс, опять же в отличие от коллег, человек образованный и начитанный. Он прекрасно разбирается в истории, литературе, экономике. Не очень умные люди, сводящие всё к агитпропу, пытаются представить Роджера Уотерса этаким защитником России на международной арене, работающим за соответствующую мзду. Это глупая постановка вопроса, на самом деле. Потому что Роджер сам может выплачивать зарплату. Но он ищет ответы на свой же вопрос, ставший названием для его альбома: «Это тот мир, который мы хотели получить?»

И так вышло, что во всём этом, простите, стаде, блеющем и мычащем плюс-минус одно и то же, нашёлся человек, который, вооружившись знаниями и смелостью, решил высказаться по делу, а не исключительно хайпа ради. И каждый раз, когда Уотерс начинает выступать по российско-украинскому вопросу, он демонстрирует отличное владение материалом. Последний раз, к слову, он продемонстрировал это не столь давно – на заседании Совета Безопасности ООН. Внял ли мир правде? Нет, конечно. Ну а могло ли быть иначе? Если того же Джулиана Ассанжа сделали узником «цивилизованного мира». 

Однако это не мешает состояться феномену Роджера Уотерса. В чём он заключается, этот феномен? Всё просто. Как писал Эдуард Лимонов в своей прекрасной книге «Дисциплинарный санаторий», в современном мире к человеку необязательно применять репрессивные меры – достаточно просто лишить его работы, доступа к деньгам и благам. Так вот, Роджер Уотерс показывает, во-первых, что совсем необязательно прислушиваться к мнению публичного человека по всем вопросам, а, во-вторых, ты можешь говорить, чтоб тебя плюс-минус слышали только если ты уже завоевал статус (благодаря таланту, как правило). Но дальше-то другая ловушка: найдёшь ли ты смелость соскочить с иглы комфорта и богатства? 

Роджер Уотерс хорош именно этим: тем, что спустя много лет он готов, как и десятилетия назад, идти против системы. Да, да, он, как герой своих песен, готов бить и ломать Стену, breaking the wall. Для того у него могут быть разные причины (возможно, даже не самые положительные), но вот чего в этой борьбе точно нет – так это лицемерия, свойственного современному миру, где, как в пророчестве Антония Великого о последних временах, больные называют здорового больным, потому что он не такой, как они. И эта демонстрация того, что мир тонет во лжи, – уже сам по себе шаг к прозрению и избавлению. 

Другие материалы