Тадеуш Кондрусевич привлекает новую паству для католической церкви в Белоруссии

Ликвидация Брестской унии – забытое деяние эпохи Николая І

Ватикан не оставляет попыток распространить своё влияние на восточные церкви

1 декабря исполнилось 200 лет с начала царствования императора Николая I, которое продлилось 30 лет и стало самым длительным в XIX веке. На его правление пришлось много важных исторических событий: подавление восстания декабристов и польского восстания 1830 г., строительство первых железных дорог в России, Крымская война. Однако есть ещё одно важное событие, случившееся в царствование Николая, которое имело поистине цивилизационное значение, – это ликвидация Брестской церковной унии и воссоединение с православием примерно полутора миллионов униатов. Сегодня об этом событии, однако, практически не вспоминают как в России, так и в Белоруссии, на территории которой проживало большинство воссоединившихся. Между тем это было событие поистине цивилизационного масштаба, последствия которого сказываются до сих пор. 

Брестская уния – пожалуй, самый успешный и масштабный проект по подчинению православных церквей власти римских пап. Она была заключена в 1596 г. иерархами Киевской митрополии, окормлявшей православное население Речи Посполитой. Сторонники унии рассчитывали повысить статус своей церкви и уравнять ее с католической, господствовавшей в польско-литовском государстве. По условиям унии Киевская митрополия принимала католическую догматику и признавала верховенство римских пап, но сохраняла «восточную» обрядовость, поэтому другое название унии – греко-католицизм.

Приживалась уния с большим трудом, и её насаждение встречало сопротивление со стороны православных, порой это выливаясь в кровавые эксцессы, как убийство униатского епископа Иосафата Кунцевича в Полоцке. По сути, весь XVII век из-за унии в Речи Посполитой шла настоящая гражданская война, среди православного населения росли промосковские настроения, поскольку в Московском государстве видели естественного защитника от католической и униатской экспансии. 

Тем не менее, методами административного нажима и пропаганды в XVIII веке Речь Посполитая добивается перехода большинства православных в унию. На излете существования этого государства здесь уцелела единственная православная епархия – Могилёвская, все остальные стали униатскими.

После разделов Речи Посполитой Россия получила 4,5 млн униатов. Что делать с этой конфессией, российские власти не знали. При Екатерине II униатам разрешили переходить в православие, в результате чего начались массовые переходы, в основном на Украине, где уния не успела пустить глубокие корни. Только в 1794-1795 гг. унию покинуло около полутора миллионов человек.

Императоры Павел и Александр I благоволили полякам, поэтому при них усилилось влияние католической церкви на унию. При Павле российские униаты были административно подчинены Высшему церковному управлению Католической церкви, а католическое духовенство развернуло деятельность по переманиванию униатов в латинский обряд.

Следует отметить, что одна из главных целей унии – её уравнивание в правах с католической церковью, достигнута так и не была. По отношению к католикам латинского обряда униаты так и остались вторым сортом, католический клир смотрел на униатских священников высокомерно и правдами и неправдами пытался переманить у них паству.

Внутри самой униатской церкви также тлел конфликт между белым духовенством и монашеским орденом базилиан, который фактически захватил власть и держал основные материальные активы, одновременно выступая орудием латинизации и ополячивания унии.

Поэтому неудивительно, что приниженное положение униатов по отношению к католической церкви и их неопределённый статус в Российской империи, массовый исход прихожан как в пользу православия, так и католицизма подтолкнули часть униатского духовенства к мысли об окончательном воссоединении с православием. Следует отметить, что уния, несмотря на подчинение Риму, на уровне самосознания так и осталась «русской верой» (униатские митрополиты, например, продолжали титуловаться митрополитами Киевскими и всея Руси) и отлично осознавала свое родство с православием, поэтому сама идея воссоединения возникла отнюдь не на ровном месте и имела глубокие внутренние предпосылки.

В 1827 г. молодой униатский прелат Иосиф Семашко пишет российскому правительству записку «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», в которой излагает проект упразднения унии. Инициатива получила поддержку императора Николая I, а Семашко стал главным ответственным за ее исполнение. В 1830 г. грянуло польское восстание, которое укрепило императора в решимости ликвидировать униатство в России. Учитывая, что одним из основных проводников повстанческих идей была католическая церковь, зависимость от нее униатов становилась серьезной угрозой.

Подготовка воссоединения заняла около десяти лет, и в 1839 г. на соборе в Полоцке иерархи униатской церкви объявили об упразднении Брестской унии и возвращении в православие. Если насаждение униатства сопровождалось конфликтами и бунтами, то ликвидация прошла совершенно спокойно и без видимого сопротивления.

Упразднение унии сказалось и на положении дел в Галиции, которая после разделов Польши отошла Австрии. Здесь униатство сохранялось, но среди местных греко-католических священников возникло сильное русофильское движение, ориентированное в том числе на сближение и воссоединение с православием. Подавить это движение удалось только при помощи массовых чисток клира и насаждения в униатских семинариях украинской идеологии.

Судьба униатства в Галиции наглядно показала, к чему могло привести его сохранение на территории Российской империи. Поэтому упразднение унии можно считать крупным успехом николаевской эпохи, который, однако, не был по достоинству оценен ни современниками, ни потомками.

Впоследствии в Белоруссии предпринималось несколько попыток воскресить призрак Брестской унии. В 1863 г., во время очередного польского восстания, мятежники пытались развернуть проуниатскую пропаганду среди белорусских крестьян. Это было время, когда память об унии была ещё вполне жива, однако никакого сочувствия к идеям возрождения унии ни крестьяне, ни священники не проявили. Ещё одна попытка возрождения униатства была предпринята в эпоху межвоенной Польши, в составе которой оказался большой массив православного белорусского населения. Пропагандой унии в это время занималась миссия, открытая в Альбертине (пригород города Слонима, сейчас Гродненская область).

Среди белорусских националистов с начала ХХ века распространились представления об унии как якобы национальной вере белорусов. Поэтому после распада СССР многие деятели националистического лагеря объявили о своей приверженности унии и пытались пропагандировать эту идею среди населения – опять безрезультатно.

Безуспешность попыток воскресить унию в Белоруссии, очевидно, объясняет отсутствие видимого интереса к этим проектам со стороны Ватикана. Тем не менее католическая церковь поддерживает память об унии среди верующих в Белоруссии. В белорусских костелах можно встретить статуи и изображения Иосафата Кунцевича – униатского фанатика, убитого восставшими горожанами в Витебске и впоследствии признанного католической церковью святым. 12 ноября, в день памяти Кунцевича, во многих храмах проводятся торжественные богослужения. В 2023 году, когда отмечалось 400-летие «мученической» смерти Кунцевича, католическая церковь провела ряд памятных мероприятий, посвященных ему. 

Католическая церковь под видом экуменизма не оставляет попыток распространить свое влияние на восточные церкви, поэтому опыт Брестской унии и противодействия ей не утрачивает своей актуальности и в наши дни.