Полвека назад, после смерти каудильо Франсиско Франко, испанские политики заключили «Пакт о забвении». Согласно этому документу, объявлялась амнистия всем виновным в преступлениях диктатуры и признавались незаконными судебные решения, вынесенные в то время. Однако до сих пор не дана правовая оценка режиму Франко. Несколько лет назад было объявлено о создании Комиссии по установлению истины, но декларированная цель так и не была достигнута.
«Испания освободилась от фашизма через 30 лет после поражения держав "оси", – пишет в The New York Times писатель и журналист Пако Серда. – В то время мы не отвергали фашизм. Мы просто стерли его из памяти. Не было ни Нюрнбергского процесса, ни трибуналов по установлению истины и примирению. Это стирание произошло не только потому, что Франко, в отличие от своих современников, умер в своей постели, но и потому, что в Испании никогда не было антифашистской культуры, которая прославляла бы память об испанских республиканцах, бежавших во время и после гражданской войны. Не было ни празднования республиканской гражданской культуры, ни широкого признания, не говоря уже об извинениях жертв репрессий Франко…»
Автор статьи призвал назвать имена жертв репрессий, собрать свидетельства и документы о преступлениях диктатуры, разработать образовательную программу, которая расскажет молодежи о Франко и ужасах франкизма.
Идеи здравые, но очень запоздавшие. Пока же Франко остается призраком, который преследует живых в Испании. Помнят диктатора и в России.

…В 30-х годах гражданская война на Пиренеях стала главной темой советской прессы. «Правда» и другие центральные газеты на первых полосах публиковали военные сводки из Испании. Михаил Кольцов, Илья Эренбург, Овадий Савич в своих репортажах обличали сторонников Франко – фашистов и воспевали республиканцев. Кинооператоры Роман Кармен и Борис Макасеев снимали хронику, которую показывали в СССР. Эти кадры вызвали аплодисменты, и слышался лозунг знаменитый No pasaran! – «Они не пройдут!»
Советский Союз не ограничивался словами поддержки и оказывал республиканцам реальную помощь – передавал оружие, боеприпасы и денежные пожертвования. В Испанию уезжали добровольцы, военные специалисты и целые экипажи танков и самолетов. Они становились Хуанами, Раулями, Серхио, Фернандо…
Советский Союз принимал у себя детей республиканцев. Им устраивали восторженные встречи, дарили одежду, еду, игрушки. Одни возвратилась на родину в конце 50-х годов, другие обосновались на Кубе. Но многие навсегда остались в СССР.
Переезжали в Страну Советов и взрослые испанцы. Некоторые во время Великой Отечественной войны пошли в Красную армию. Один из них – сын генерального секретаря коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури Рубен погиб в 1942 году и был посмертно награжден званием Героя Советского Союза.
Сама Долорес – Pasionaria, по-испански «страстная», находилась в СССР до 1977 года. Она была уверена, что рано или поздно Франко сойдет с политической сцены и молила Бога, чтобы она дожила до того времени.
Всевышний услышал ее молитвы. Франко испустил дух в ноябре 1975 года, и Долорес поняла, что вскоре дорога на родину будет открыта.
Ее сердце гулко забилось, когда она увидела родину после разлуки, которая длилась более четырех десятилетий. В 1977 году Ибаррури стала единственной из 473 депутатов Второй республики республиканского периода, которая вернулась в парламент Испании после гражданской войны и диктатуры Франко.
…Когда в 1941 году вместе с немецкими грабителями и убийцами в Россию ворвались их соотечественники. Это были солдаты División Azul – «Голубой дивизии», присланной Франко на помощь Гитлеру.
Тот очень хотел, чтобы каудильо последовал примеру Бенито Муссолини, отправившему в СССР целый военный контингент, но хитрый и осторожный Франко отказался. Он клялся в верности Гитлеру, но не спешил перейти под его знамена. И ждал, чем закончится его схватка со Сталиным.
«Голубую дивизию» ждала печальна участь – она была сильно потрепана Красной армией и в 1943 году ее вывели из СССР. В могилах под русскими березами и осинами остались останки тысяч испанских завоевателей. Они повторили губительный вояж своих предков, которые они совершили в 1812 году с армией Наполеона.
Однако не все испанцы уехали домой, В составе вермахта остались самые оголтелые головорезы. Они до конца сохраняли верность Гитлеру и обороняли Берлин в апрельские дни сорок пятого…
Шло время и вместе с ним уходили в прошлое победы вермахта. Франко все больше убеждался в том, что от вчерашних друзей Гитлера и Муссолини надо держаться подальше, и в октябре 1943 года сменил статус невоюющей страны на нейтральный. Предусмотрительность Франко спасли Испанию: после Второй мировой войны союзники не стали оккупировать ее территорию.
На Потсдамской конференции Сталин огласил проект, в котором указывалось на «противоестественность» франкистского режима и содержалось предложение разорвать отношения с правительством Испании и «помочь демократическим силам» создать режим, который устроил бы граждан страны.
Однако премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн отвергли этот проект. И даже не согласились на словесное осуждение действий Франко.
…В 1947 году каудильо объявил Испанию монархией с вакантным престолом и провозгласил принцип автаркии, то есть опоры на собственные силы. Но они были слишком слабы, и еще очень долго страна оставалось одной из беднейших в Европе.
У Советского Союза не было дипломатических отношений с Испанией, однако в июне 1964 года его представители пожаловали в Мадрид. Футбольная сборная Страны Советов вышла на арену переполненного Estadio Santiago Bernabеu, чтобы встретиться с хозяевами в финальном матче чемпионата Европы.
Советское телевидение транслировало эту встречу, и среди зрителей был глава Советского Союза Никита Хрущев. После матча, в котором испанцы победили, он был мрачнее тучи. Тем более Хрущев видел злейшего врага Кремля Франко, который сиял от радости...
Стареющий генералиссимус, как прежде, ненавидел своих политических противников. За два месяца до своей смерти он подписал смертный приговор пяти политическим заключенным. При этом злобный старик проигнорировал просьбы об их помиловании, которые пришли в Мадрид от глав правительств многих стран и папы Павла VI.
На уход диктатора в ноябре 1975 года «Правда» отозвалась едкой эпитафией: «Политическая сцена Европы очистилась, наконец, от последнего фашистского диктатора. Без малого четыре десятилетия терзал Испанию кровавый франкистский режим. Нет числа преступлениям, совершенным мадридским каудильо, который прорвался к власти путем контрреволюционного мятежа против Испанский Республики при прямой поддержке Гитлера и Муссолини. Тысячи и тысячи расстрелянных и замученных в застенках испанских демократов – рабочих, крестьян, представителей интеллигенции – такова сущность диктатуры Франко…»
После этого обе страны еще долго с настороженностью относились друг к другу. В мае 1984 года в Москву прибыл король Хуан Карлос I. Визит ознаменовал полное восстановление отношений двух стран после разрыва, вызванного гражданской войной в Испании.
…После начала СВО правительство этой страны поддержало антироссийские санкции. За время военных действий оно выделило сотни миллионов евро на военную помощь Украине и выражала поддержку главе киевского режима, поощряющего нацизм.
Недавно его гостеприимно встретил в Мадриде премьер-министр Педро Санчес и одарил очередным пакетом военной помощи. Франко давно покинул Испанию, но казалось, что здесь снова «запахло» фашизмом.
Однако жители страны хотят очистить от воздух от этого смрада. На Зеленского обрушился поток возмущения, испанцы назвали его «президентом войны и попрошайничества», а главу государства призвали тратить деньги не на чужой режим, погрязший в преступлениях, а на насущные проблемы собственных граждан.