8 августа в Южно-Африканской Республике произошла попытка смещения президента страны Джейкоба Зумы. В парламенте страны состоялось голосование по вотуму недоверия Дж. Зуме, а на улицах были организованы демонстрации, которые должны были подтвердить поддержку данного вотума.
Необходимое для импичмента количество голосов собрано не было, но впервые глава государства оказался на грани поражения. Дело в том, что в результате усилий оппозиции, презревшей нормы открытости, голосование впервые проходило тайно. Это попытка расколоть правящую партию изнутри и создать условия для того, чтобы «кроты» в АНК смогли выступить против президента. Сразу же после объявления результатов голосования Дж. Зума в своей речи под дружный хохот собравшихся у здания парламента сторонников АНК заявил: «Нам известно, что оппозиция потратила много денег, но, как видим, всё впустую!»
Характеризуя расклад сил в момент голосования по вотуму недоверия, следует отметить позицию Южноафриканской коммунистической партии (ЮАКП). Дело в том, что около 50 депутатов парламента от АНК являются членами компартии. Руководство ЮАКП уже давно выступило против Дж. Зумы, и голосов одних коммунистов было бы достаточно, чтобы сместить президента. Однако непосредственно перед голосованием руководство ЮАКП неожиданно заявило, что депутаты парламента от АНК, являющиеся также членами компартии, должны голосовать как… члены АНК, то есть против вотума недоверия. Это вроде бы противоречит официальной позиции партии, согласно которой президент Дж. Зума должен уйти в отставку, но на самом деле цели южноафриканских коммунистов иные, нежели цели оппозиции. Для ЮАКП проблема заключается в личности Дж. Зумы. Для оппозиции же Дж. Зума не так важен, им необходимо дискредитировать Африканский национальный конгресс, чтобы перехватить у него власть.
Несмотря на провал попытки смещения Дж. Зумы, единство АНК нарушено. Впервые за всё время правления Африканского национального конгресса против установки партии проголосовали несколько десятков её членов (минимум 25, максимум 35 из 249 депутатов). Цифра довольно серьёзная, чего и добивалась оппозиция. Если бы оппозиционерам удалось собрать всего на 24 голоса больше, глава государства был бы обязан подать в отставку вместе со всеми министрами и их заместителями. В течение 30 дней парламент должен был бы избрать нового президента, что в создавшихся условиях маловероятно, и тогда председатель парламента назначил бы новые выборы. Именно на внеочередные выборы и рассчитывает оппозиция.
Нынешний вотум недоверия в отношении президента Дж. Зумы – уже восьмой (!) по счёту. И каждый раз здесь просматривается внешний след. Так, в сентябре 2015 года оппозиция пыталась сместить главу государства за отказ арестовать президента Судана Омара аль-Башира по распоряжению Международного уголовного суда. В марте 2016-го и марте 2017 года оппозиция выдвигала вотум недоверия в связи со смещением министра финансов. Казалось бы, вопрос чисто внутренний, на самом деле личности тех, кто занимают должность министра финансов, контролируются внешними силами и их внутренними представителями (в ЮАР это партия «Демократический альянс» и «независимые» НПО).
На этот раз внешний след в развязанной оппозицией кампании дискредитации президента Дж. Зумы и АНК прослеживается очень хорошо, но средства массовой информации сообщают об этом не слишком охотно. Тем не менее президент Дж. Зума в ответ на просьбу комиссии по этике АНК в июле 2017 г. заявил, что не уйдёт в отставку, так как его отставка «будет использована для захвата партии западными силами и свёртывания проводимой в стране революции».
Представляется верным вывод «Диагностического доклада» генерального секретаря АНК Гведе Манташе, который обсуждался на последней Политической конференции (съезде) АНК в июле. Г. Манташе подчеркнул, что в стране на повестку дня выдвинуто требование смены режима. Ссылаясь на «русских и китайцев», Г. Манташе определил смену режима как «проводимую Западом и всё более распространённую практику, которая заключается в свержении законной власти путём провоцирования внутренней нестабильности, враждебного отношения к правительству и замены его марионеточными режимами, представляющими западные интересы».
Роль «глобальных управляющих» в попытках смены режима в Южной Африке проявилась и в том, что сразу после объявления о провале попытки смещения президента Зумы национальная валюта рэнд упала на один процент. Что касается «маршей протеста», то провалились и они. Собрание недовольных в Кейптауне оказалось столь немногочисленным, что телеканалам было нечего показать. Митинг в Йоханнесбурге также не выглядел убедительно. Пришлось срочно организовывать хулиганство на митинге в Претории, иначе «картинка» для ТВ не получилась бы…