О валютной политике в условиях экономических санкций

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

О том, что России надо отходить от долларовой зависимости, сегодня не говорит только ленивый, но по вопросу, как отходить, мнения расходятся. Одни считают, что России надо прекратить накапливать международные резервы в долларах США и конвертировать накопленные долларовые резервы в иные валюты либо израсходовать их на погашение внешних долгов или решение неотложных социально-экономических проблем. 

Другие говорят, что главное – запретить использование зелёной валюты внутри страны в наличной форме и в виде валютных банковских счетов. Соответственно, ограничить (или полностью запретить) участие физических и юридических лиц (за исключением специально уполномоченных организаций) в операциях на валютной бирже. Кто-то предлагает вообще эту биржу закрыть. 

Однако чаще всего главной задачей объявляется вытеснение доллара из международных расчётов РФ, которые охватывают получение выручки от экспорта и платежи по импорту товаров и услуг, международное движение капитала (прямые, портфельные инвестиции, кредиты и займы), переводы инвестиционных доходов (процентов, дивидендов), заработной платы, иные денежные переводы. 

Я уже писал, что в 2016 году доля доллара в поступлениях от экспорта товаров и услуг РФ составила 69,2%, а его доля в платежах по импорту была равна 36,7%; в 2013 году эти показатели были равны соответственно 80,0 и 40,6%. То есть некоторое снижение доли американской валюты во внешнеторговых расчётах России за период 2013-2016 гг. произошло, однако доллар остаётся главной валютой, обслуживающей российскую внешнюю торговлю. 

Такая же картина наблюдается и по другим направлениям международных расчётов. Например, в 2013 году на доллар США в денежных переводах физических лиц, полученных из-за границы, приходилось 64,3%, а в 2016 году – 60,4%. В денежных переводах физических лиц, перечисленных за границу, доля доллара США в эти годы равнялась соответственно 53,3 и 53,0%. 

Рубль пока занимает скромные позиции. В 2016 году его доля в валютной выручке от экспорта Российской Федерации составила 14,8%, а в платежах по импорту – 29,4%. Доля рубля в денежных переводах, полученных физическими лицами из-за границы, в 2016 году составила 14,3%, а в денежных переводах, отправленных за границу, – 18,7%. 

Повышение удельного веса рубля в международных расчётах России сдерживается по многим причинам. Одна из главных – неустойчивость (высокая волатильность) российского рубля. Напомню, что статья 75 Конституции Российской Федерации определяет, что основной функцией Центробанка России является «защита и обеспечение устойчивости рубля». Под этим подразумевается обеспечение стабильной покупательной способности рубля (то, что ЦБ называет «таргетированием инфляции») и поддержание его стабильного валютного курса. Для этого у Центробанка имеются все возможности. Прежде всего, международные резервы (на сегодняшний день они превышают 400 млрд. долл.). С их помощью можно проводить валютные интервенции и держать курс рубля на заданной планке. Однако в декабре 2014 года произошел резкий обвал курса рубля, по сути, это был острый валютный кризис. После этого процесс замещения в международных расчётах РФ доллара, евро и других западных валют российским рублём затормозился и даже пошел вспять. Некоторые страны (прежде всего, Китай) делали заявления о готовности торговать с Россией за рубли, но после обвала рубля от своих намерений отказались. Тот же Китай вернулся к использованию доллара, соглашаясь лишь частично замещать доллар юанем, но не рублём. 

Задача стабилизации валютного курса рубля не является сверхсложной. Необходимо лишь обеспечивать управление платёжным балансом, не допускать больших его дефицитов и резких колебаний сальдо. В ХХ веке широко использовался такой метод управления платёжным балансом и валютным курсом, как регулирование трансграничного движения капитала. Именно через этот канал идёт обычно подрыв национальной денежной единицы. Иногда это может происходить в результате стихийных процессов на мировом финансовом рынке, иногда – в результате скоординированных действий валютных спекулянтов. Вспомним, как в 1992 году шайка валютных спекулянтов под предводительством Джорджа Сороса сумела обвалить британский фунт стерлингов (Великобритания за несколько лет до этого отменила все ограничения на трансграничное движение капитала, существовавшие у неё с середины 1940-х годов). Ещё более масштабная операция валютных спекулянтов была проведена против ряда стран Юго-Восточной Азии в 1998 году («азиатский финансовый кризис»). 

Сдаётся, что и обвал рубля в России в конце 2014 года был результатом операции, в которой участвовали не только валютные спекулянты, но и геополитические противники России. В результате удар, нанесенный российской экономике, превысил совокупные эффекты от всех экономических санкций, которые к тому времени были введены против РФ (это описано в моей книге: Катасонов В.Ю. Битва за рубль. Национальная валюта и суверенитет России. – М.: «Книжный мир», 2016). 

Если действительно хотеть расширения использования рубля в международных расчётах России, следует прежде всего озаботиться тем, чтобы он был стабильным во всех отношениях (поддержание устойчивой покупательной способности на внутреннем рынке товаров и услуг и стабилизация курса рубля на валютном рынке). Это как минимум, и для этого необходим контроль над трансграничным движением капитала. Особенно желательно установление жёстких фильтров для недопущения спекулятивного («горячего») капитала, способного взорвать финансово-экономическую обстановку в стране. На сегодняшний день Россия – единственная из стран-членов группы БРИКС, не имеющая таких фильтров. 

Недаром один из пунктов пресловутого «Вашингтонского консенсуса» (свода правил, делающих страну беззащитной перед валютными спекулянтами, транснациональными корпорациями и банками) – отмена любых ограничений для трансграничного движения капитала. Отсутствие таких ограничений становится угрозой в условиях глобальной финансовой нестабильности и вдвойне опасно в связи с ужесточением экономических санкций и фактическим объявлением России экономической войны

К сожалению, те, кто ратуют за вытеснение доллара из международных расчётов России, допускают большую ошибку, предлагая сделать российский рубль международной валютой. Некоторые ограничивают сферу применения такого международного рубля двухсторонними отношениями России с другими государствами; другие мечтают, что когда-то рубль начнёт обслуживать не только внешнеэкономические отношения России с другими странами, но будет валютой расчётов между третьими странами. Первая модель напоминает то, что сегодня происходит с юанем, который вышел за пределы Китая, преимущественно обслуживая экономические связи КНР. Вторую модель демонстрирует американский доллар, который в большей мере обслуживает торгово-экономические отношения между третьими странами, во вторую очередь экономические отношения самой Америки с остальным миром и только в третью очередь – потребности внутреннего рынка США. 

Однако думаю, что России не следует стремиться к превращению рубля в международную валюту не по первой модели (юань), не по второй модели (доллар). Рубль должен оставаться денежной единицей, обслуживающей потребности экономики внутри страны. Именно так было в Советском Союзе, который находился в постоянной экономической блокаде. Методом проб и ошибок советское государство пришло к трёхконтурной денежной модели. 

Первый контур – внешний, обслуживающий экономические отношения страны с остальным миром. Здесь используется исключительно иностранная валюта. Второй контур – безналичные деньги, обеспечивающие функционирование предприятий, воспроизводство основного и оборотного капитала. Третий контур – наличное денежное обращение, обслуживающее почти исключительно население (розничная торговля товарами и сфера услуг). Между каждым контуром денежного обращения стоят «шлюзы» и «вентили», с помощью которых регулируются межконтурные связи. Предприятия вообще не контактируют с иностранной валютой. Выручка от экспорта продукции предприятия конвертируется по заданному курсу в рубли и перечисляется на банковский счёт предприятия. Если предприятие выступает в качестве импортёра, оно запрашивает необходимую сумму валюты, обращая в неё рубли со своего банковского счёта. Таковы важнейшие элементы системы государственной валютной монополии и государственной монополии внешней торговли, которые не существуют одна без другой. 

Функции государственной валютной монополии реализует специально на то уполномоченный банк. В СССР это был Банк для внешней торговли, осуществлявший валютные расчёты по экспорту и импорту и аккумулировавший валюту. При необходимости валюта могла перечисляться в Государственный банк СССР, который определял курсы обмена советского рубля на свободно конвертируемые валюты. Валютные курсы рубля, устанавливаемые Госбанком, периодически публиковались и пересматривались крайне редко. 

Государственный банк и Внешторгбанк при реализации своих функций в части, касающейся государственной валютной монополии, опирались на сеть советских заграничных банков. Совзагранбанки были зарегистрированы в других странах, имели статус акционерных обществ закрытого типа, их уставной капитал на 100% принадлежал Госбанку или Внешторгбанку. Эти заграничные банки были форпостом СССР, продвигали его экономические интересы в мире, тесно взаимодействуя с советскими торгпредствами и внешнеторговыми организациями. Государственная валютная монополия исключала любые операции с иностранной валютой внутри страны; в окончательном виде она сложилась к концу 1920-х годов, и без неё индустриализация была бы невозможна. 

Что касается государственной монополии внешней торговли, то она была введена декретом ещё в апреле 1918 года. Выход на внешний рынок имели только специально уполномоченные экспортные и импортные организации, входившие в систему Наркомата внешней торговли. 

Система государственной монополии в сфере валютных операций и в сфере внешней торговли просуществовала до конца 1980-х годов, а разрушение СССР началось с целенаправленного демонтажа указанных государственных монополий. 

Почему советское руководство не допускало использование рубля для обслуживания международных расчётов, не выпускало рубль за границу? Ответ простой: это создало бы риск дестабилизации экономики – в силу стихии мирового рынка, в результате действий валютных спекулянтов или использования Западом этих спекулянтов в качестве «валютного оружия». Модель советской экономики создавали не революционеры из 1917 года, а профессионалы. Они, в частности, помнили, что в результате предпринятой в Российской империи при Александре II финансовой реформы рубль стал свободно «гулять» через государственную границу. За пределами России образовалось большое количестве рублей, ими начали играть на европейских биржах, рубль утратил устойчивость, а вместе с ним потеряла устойчивость и российская экономика. (О негативном опыте валютной либерализации в Российской империи, который привёл в конечном счете к событиям 1917 года, см. в моей книге: Катасонов В. Ю. Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова. — М.: Институт русской цивилизации, 2014).

И напоследок ещё один пример. После окончания Второй мировой войны, когда СССР налаживал связи с Ираном, иранцы предложили организовать торговлю с использованием советского рубля. Сталин ответил категорическим «нет». Об основаниях сталинского ответа можно прочитать в другой моей книге: Катасонов В. Сталинский ответ на санкции Запада. Экономический блицкриг против России. — М.: «Книжный мир», 2015.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться