Хаос демократии: президента Кении выдавливают из власти

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

1 сентября Верховный суд Кении отменил итоги президентских выборов, состоявшихся тремя неделями раньше, и постановил провести новые выборы. Данное решение можно назвать историческим: впервые в истории Африки высший судебный орган страны отменил перевыборы действующего главы государства. Причина – серьёзные нарушения избирательного процесса. 

Президентские выборы в Кении прошли 8 августа. В них приняли участие восемь кандидатов, но главных претендентов было двое: действующий президент Ухуру Кениата и лидер оппозиции Раила Одинга. Действующий глава государства набрал 54 процента голосов, Р. Одинга – 44 процента. Остальные шесть кандидатов вместе не набрали и одного процента. Такая поляризация была достигнута объединением как оппозиции, так и проправительственных сил. Выборы стали точным повторением предыдущих выборов с теми же кандидатами. В 2013 году У. Кениата получил 50%, а Р. Одинга – 43%. Однако на этот раз оппозиция намерена идти до конца – до взятия власти.

Уже сейчас оппозиция говорит о невозможности проведения выборов с тем же составом Центральной избирательной комиссии, которая, согласно решению Верховного суда, и допустила нарушения на выборах… Имеются аргументы и у выигравшей стороны. Во-первых, наблюдательная миссия Африканского союза во главе с бывшим президентом ЮАР Табо Мбеки, хотя и отметила отдельные нарушения, но признала выборы свободными и честными. Во-вторых, решение Верховного суда было принято не единогласно, а четырьмя голосами против двух. Президент У. Кениата уже выступил по национальному телевидению, подвергнув сомнению юридическую сторону доводов четырёх судей и даже их статус: «А кто их избирал?»

В словах президента есть серьёзный резон: Верховный суд отменил результаты президентских выборов, основываясь на квалификации нарушений как «существенных», но это никак не повлияло на итоги парламентских и местных выборов, которые проходили одновременно с президентскими. Встаёт вопрос: если нарушения столь серьёзны, то почему в глазах судей это не сказалось на результатах остальных выборов? Уже здесь есть зародыш конституционного кризиса… 

Другой проблемой является устный характер провозглашённого решения. Письменный текст судьи обещали представить только… через 21 день! Это практически половина срока, отпущенного для проведения новых выборов. И готовить их придётся в условиях полной неопределённости в отношении того, почему всё-таки выборы признаны недействительными!

Не исключено вовлечение в ситуацию и внешних сил. Напомним, что в 2007 году насилие в стране после президентских выборов, на которых Р. Одинга проиграл Мваи Кибаки, стало поводом для вмешательства со стороны Международного уголовного суда (МУС). Как и сейчас, тогда Р. Одинга объявил себя победителем, что спровоцировало массовые беспорядки, гибель сотен людей и бегство из своих домов более полумиллиона человек. Тогдашний прокурор МУС Л. Морено Окампо оказывал на Кению самое жёсткое давление, чтобы под видом расследования насилия вывести с политической сцены страны ведущих политиков, включая У. Кениату. Однако кенийское дело в МУС провалилось с треском. Ни одно (!) дело в отношении шести обвиняемых не было доказано. В отношении одних дело было закрыто ещё на стадии утверждения обвинительного заключения, в отношении других – президента У. Кениаты и вице-президента С. Руто – пришлось бороться на уровне глав государств Африканского союза. А главным было то, что провалились абсолютно все дела! Свергнуть У. Кениату с помощью МУС не получилось. И вот Р. Одинге выпадает новый шанс. Тогда власти пришлось отступить и назначить Одингу премьер-министром, хотя этот пост был упразднён ещё в 1964 году! Как развернутся события сейчас, покажут новые выборы, которые, если они состоятся, должны пройти до 31 октября. 

Раила Одинга участвует в президентских выборах в пятый раз. За последние четверть века он в 2012 году проиграл У. Кениате, а в 2007 году – М. Кибаки. В 1997 году он занял третье место с 10% голосов и в 1992 году – четвёртое место с 17% голосов. Однако речь идёт не только о личных амбициях Раилы Одинги, а о клане, который он представляет. Этот клан имеет самые серьёзные намерения наконец-то утвердиться у власти. 

Нынешний президент страны Ухуру Кениата – сын первого президента Кении Джомо Кениаты. А Раила Одинга – сын первого вице-президента Кении Огинга Одинги. То есть через пятьдесят лет на политической сцене Кении хотя и новые лица, но старые кланы. Они представляют две крупнейшие этнические группы Кении – народы кикуйю и луо. Последние пятьдесят лет правит Кенией лишь один из кланов, и все попытки договориться о разделе власти (вице-президентство Огинги Одинги в 1964-1966 годах и премьер-министерство Раилы Одинги в 2008-2013 годах) заканчивались неудачей. И сейчас клан, представляемый Раилой Одингой, использует все средства, чтобы исправить «несправедливость» последнего полувека. Кроме того, силы глобального управления в лице Международного уголовного суда и бывшего госсекретаря США Дж. Керри уже давно заявили о своих интересах в Кении. Новый кризис в этой стране только разворачивается. 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме