Польша не определяет и не будет определять будущее Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Польша не определяет будущее Европы сейчас и не будет определять его в дальнейшем… Правительство Польши не является выразителем интересов Восточной Европы».

Эти слова президента Франции Эммануэля Макрона в ходе его недавнего турне по Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии и Австрии продемонстрировали степень расхождения взглядов Парижа и Варшавы на будущее Европейского союза.

Поводом для резкого выступления президента Макрона послужило нежелание Польши поддержать инициативу Парижа ужесточить рабочую миграцию из Восточной Европы в Западную и отказаться от практики, при которой такие мигранты получают зарплату в Западной Европе, а налоги с их заработной платы уходят в бюджет восточноевропейских стран.

В Западной Европе трудятся сотни тысяч поляков. Подход Макрона опасен для Польши тем, что Париж может лишить польский бюджет миллионов евро от налогов с заработков этих людей и заставить польских мигрантов вернуться домой, что спровоцирует рост социального напряжения в Польше.

Проблема миграции – лишь верхушка айсберга. Нарастающие противоречия по линии Варшава – Париж имеют более серьёзные причины. В 2016 году Берлин и Париж объявили о готовности взять на себя ответственность за судьбу Европейского союза, придав ему большую гибкость и обозначив новые ориентиры ЕС.

Свой первый зарубежный визит в качестве президента Макрон не случайно нанёс в Германию: Париж и Берлин работают над созданием геополитической оси, на которой Франция и Германия представлены как равновеликие полюса, удерживающие остальную Европу.

Варшава увидела в этих планах угрозу собственным региональным интересам, опасаясь, что после выхода из ЕС Великобритании Европа станет чересчур «немецкой». Были у Варшавы попытки договориться с Францией через голову Берлина, но они окончились неудачей. Париж не принял польские правила игры, отказавшись взять на себя бремя Великобритании в ЕС, то есть выступить противовесом Германии.

Париж и Берлин понимают важность структурных реформ, необходимых для укрепления пошатнувшейся европейской солидарности, но понимание смысла этих реформ у них разное. Немцы выступают за введение режима бюджетной экономии, тогда как французы, напротив, за наращивание инвестиций.

По плану Макрона, Франция сокращает расходы в течение ближайших трёх лет на €50 млрд., Германия столько же инвертирует во французскую экономику, увеличивая свою долю в структурном фонде еврозоны. Так что идти на обострение отношений с Берлином Парижу невыгодно.

Польша приняла свои меры – активизировала отношения с Вашингтоном, стараясь сделать Европу как можно более «американской», чтобы нейтрализовать тем самым германское влияние. В качестве региональной платформы для реализации своих целей Варшава рассматривает Вышеградскую группу (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия). За консолидацией вышеградцев вокруг Польши должна была последовать консолидация всей Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) – опять-таки для создания противовеса Германии.

ЦВЕ – регион традиционной геополитической конкуренции между Германией и Польшей. Реализация амбиций Польши на региональное лидерство в Восточной Европе, особенно в треугольнике Украина – Литва – Белоруссия (УЛБ), зависит от степени влияния Польши в ЦВЕ в целом. Концепция УЛБ, или концепция Гедройца – Мерошевского, нацелена на обеспечение лидерства Варшавы на западных границах бывшего СССР. Для этого Гедройц и Мерошевский предлагали отказаться от претензий на входившие в Речь Посполитую Западную Украину, Белоруссию и юго-восточную Литву и примириться с их националистической идеологией, направив её острие на Россию.

Вице-министр иностранных дел Польши Конрад Шиманьский обвинил президента Макрона в попытках «демобилизовать страны Центральной Европы»; он предупредил, что Польша готова на компромисс, но с учётом важности сохранения единомыслия среди стран Вышеградской четвёрки.

Мнения всех членов «четвёрки» однозначно совпадают всего по двум вопросам: все они против навязываемых Брюсселем миграционных квот и все они за придание малым странам Европейского союза больших полномочий в Союзе. В антигерманских же инициативах партнёры Польши по «четвёрке» участвовать не будут.

Премьер Словакии Роберт Фицо высказался за сотрудничество с франко-германским союзом. Чехия также выступает за углубление отношений с Берлином. Венгрия наблюдает за ситуацией со стороны, выступая за активизацию сотрудничества с Россией в энергетике, с возможным привлечением Австрии («Северный поток-2» и другие проекты).

Учитывая степень зависимости словацкой и чешской экономики от Германии, эти страны будут работать на сохранение франко-германского союза и избегать шагов, способных ослабить его идеологический фундамент. Макрон назвал действия Варшавы в такой ситуации самоизоляцией.

Так или иначе, Польше приходится искать опору вне Европы, и она находит её в Вашингтоне. Дальнейшая политика польско-американского союза будет заключаться в подрыве внутриевропейской солидарности, попытках нейтрализации франко-германского союза и создании конфликтных ситуаций по линии Париж – Берлин – Москва.