Итальянские провинции Венеция и Ломбардия двинулись путём Каталонии. 22 октября жители этих двух итальянских провинций будут голосовать по вопросу предоставления их регионам большей автономии от Рима.
СМИ Италии поспешили обозначить разницу между референдумом в Каталонии и стремлением к автономии Ломбардии и Венеции: «На каталонском референдуме, который Испания считает нелегальным, у избирателей спрашивали, хотят ли они независимости от Испании. У Ломбардии и Венеции цели более скромные: у избирателей спросят, хотят ли они, чтобы администрации регионов обратились к центральным властям с просьбой о предоставлении большей автономии в рамках процедуры, предусмотренной Конституционным судом».
С откровенно автономистскими лозунгами в Италии выступает партия «Северная лига». Её лидер Маттео Сальвини призывает к большей автономии северных провинций страны, вплоть до федерализации Италии с тем, чтобы более богатые северяне не содержали более бедных южан. «Лига Севера» требует перенести часть органов власти из Рима в Милан (столицу Ломбардии) и делегировать ломбардийцам право самим определять политику здравоохранения, безопасности и налогообложения этого региона.
В планах у М. Сальвини – преобразовать партию из региональной во всеитальянскую по примеру «Национального фронта» Франции, лидер которого Марин Ле Пен, борясь за пост президента Франции, объявила в марте сего года, что Европейский союз умрёт.
Кроме Ломбардии и Венеции, сецессионистские настроения царят в Южном Тироле – немецкоязычной итальянской провинции, желающей присоединиться к Австрии. В опубликованном манифесте партии «Свобода Южного Тироля» говорится: «Сегодня Каталония, завтра Южный Тироль!» На выборах в парламент провинции Альто-Адидже эта партия получила 7,2% голосов, что в сумме с другими автономистскими силами дало 25% голосов в пользу либо широкой автономии, либо выхода из состава Италии.
Кроме Италии, в Европе тлеют сецессионистские настроения в Бельгии (спор между фламандцами и валлонами), Польше (между силезцами и поляками), Великобритании (между шотландцами, валлийцами и англичанами), Испании, где кроме каталонцев, есть ещё баски.
«Единая Европа» оказалась не столь уж единой. Каталонский фитиль может вызвать взрывные изменения на политической карте Старого Света.
Соб. корр. ФСК