Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский совершил турне по Закавказью, стараясь убедить руководство Грузии, Азербайджана и Армении в целесообразности развития программы Восточного партнёрства – начатого в 2008 году проекта по вовлечению в орбиту виляния Европейского союза трёх закавказских республик: Украины Белоруссии и Молдавии. Саммит этой зыбкой, но вновь реанимируемой структуры планируется провести в Брюсселе 24 ноября.
Польские СМИ излагают причины нового обращения к старой идее: программа действует почти десять лет, а те, кому она адресована, в последние годы сблизились не с Европейским союзом, а с Россией. Для каких-то членов Восточного партнёрства это действительно так. Цель визита Ващиковского – убедить их поступить иначе.
В Тбилиси Ващиковский подтвердил поддержку Варшавой евроинтеграционного курса грузинского руководства и обсудил перспективы сотрудничества Грузия – НАТО в условиях «российской агрессии» против Украины.
Польский гость вынужденно признал: «В ЕС все больше проблем, с которыми он не может справиться. Я пока не вижу в ЕС ни желания, ни готовности к дальнейшему расширению». И привёл в пример ситуацию с Черногорией: «ЕС никак не решится принять такое маленькое государство как Черногория… Трудно представить, чтобы ЕС смог решиться на членство более крупных стран, например…Украины».
Страны-участницы Восточного партнёрства (жёлтым цветом)
Высказанные Ващиковским оценки подтверждают эксперты Фонда Карнеги. Постсоветским республикам, ориентированным на Запад, с точки зрения экспертов этого фонда, грозит превращение в «серую зону» (in-between Europe): эти республики не участвуют в процессе евразийской интеграции и не могут рассчитывать на членство в ЕС. Поэтому граничащие с ними страны Евросоюза (Румыния, Польша, Венгрия) должны проводить активную восточную политику, поддерживая представителей «серой зоны».
В этом и заключается смысл польской восточной политики, а также программы Восточного партнёрства как её составляющей. Находясь в Азербайджане, Ващиковский заверил Баку в поддержке Варшавой территориальной целостности Азербайджана, а в Армении заявил о приверженности к мирному разрешению карабахского конфликта. Здесь отчётливо проступает двуличие: откуда взяться «мирному разрешению карабахского конфликта», если под тезисом о «территориальной целостности Азербайджана» подразумевается возвращение Нагорно-Карабахской республики в состав Азербайджана?
Закавказью, действительно, нужен мир, он отвечает и интересам России. Однако закавказское турне Ващиковского имело явный антироссийский характер. В Грузии он об этом говорил открыто, в Баку и Ереване – завуалированно. Программа Восточного партнёрства была в своё время задумана Польшей для того, чтобы подключить структуры ЕС к реализации польской восточной политики и включить Восточную Европу, ключевой для Польши регион, а также Закавказье, южное подбрюшье Российской Федерации, в политические планы Брюсселя. Итогом реализации программы Восточного партнёрства должна стать полная политическая, идеологическая и экономическая переориентация включённых в программу стран СНГ на Запад.
Слова Ващиковского о приверженности Варшавы мирному урегулированию карабахского конфликта – это обычная дипломатическая уловка. В действительности Польша заинтересована в росте напряжённости на Кавказе и крушении региональных интеграционных процессов, вплоть до очередной войны, в которую можно было бы втянуть Россию. Варшава поддерживала попытки Грузии силой «реинтегрировать» Абхазию и Южную Осетию, не раз пыталась торпедировать миротворческие усилия России.
В планах Варшавы – прокладка транспортного коридора от Балтики до Китая и Индии через Украину, Грузию, Азербайджан и Иран, где ключевая роль отводится Азербайджану. В июле текущего года Варшава и Баку подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, в 2018 году Баку должен посетить президент Польши Анджей Дуда для обсуждения перспектив сотрудничества в энергетической сфере.
Польша лоббирует строительство Южно-Кавказского газопровода (Баку – Тбилиси – Эрзерум), Трансадриатического газопровода из Прикаспия на Балканы и в Юго-Западную Европу, а также Трансанатолийского газопровода из Азербайджана через Грузию в Грецию. Причём Варшава хочет увязать все три газопровода в единую сеть, главное достоинство которой видит в том, что эта сеть пойдёт в обход России и уменьшит долю российского газа в странах Евросоюза. Это обеспечит скорейшую реализацию энергетической составляющей польского проекта «Инициатива трёх морей» – замещения российского трубопроводного газа в Европе поставками американского СПГ через польский порт Свиноустье. Это, в свою очередь, рассматривается Варшавой как прелюдия к достижению ею неоспоримого лидерства в Восточной Европе и созданию антироссийского блока государств от Балтики до Адриатики и Чёрного моря.
Под прикрытием экономических соображений Польша пытается повлиять на идеологию стран-участниц Восточного партнёрства, превращая их сначала в буфер, а затем выводя на орбиту конфликта с Россией. С Украиной и Грузией это однажды получилось. Варшава надеется, что с Азербайджаном и Арменией тоже получится.