На митинге 7 ноября под стенами Рады у Саакашвили случился приступ истерического бешенства. Возможно, Михо просто пожелал встряхнуть своих слушателей. Над площадью из уст бывшего грузинского президента вдруг понеслась малосвязная ругань: «Не на того напали, уроды! Я – Михаил Саакашвили! Это народ Украины, а не какой-то народ непонятный! (!) И он вас уберет от власти, сволочи, уроды!»
Встряхнул. Оказывается, взрыв бешенства произошёл из-за того, что к нему якобы приходили гонцы от Порошенко, грозя высылкой в Грузию, если он не прекратит говорить о коррупции. Публике понравилось.
А что всё-таки с майданом-3? Тех денег, какие отпускались на майданы 2004-го и 2013 г., учредители не дадут, но решено, судя по всему, палаток не сворачивать, Михомайдан не распускать, поддерживать процесс в тлеющем состоянии. На майдане-3, говорит Михо, учебный лагерь, триста спартанцев: мол, будущая элита, новые сотники, в большой палатке читают лекции... Он неутомимо бубнит о 300-х спартанцах, надеясь взбодрить таким образом своих приверженцев. И вдруг Михо воззвал: «Я предлагаю в воскресенье (12 ноября) провести марш за принятие закона об антикоррупционном суде и об импичменте президента». И предложил собраться на Михайловской площади, в историческом и мистическом центре Киева, где стоял Перун, здесь ныне стоит раскольничий филаретовский монастырь. Рядом памятник Богдану и Софийский собор, а с другой стороны – памятник Владимиру Крестителю, ул. Грушевского и майдан.
И вот снова ультиматум, очередное предупреждение, мол, если Рада не примет законов, тогда… Тогда 3 декабря саакашисты начнут процесс «народного импичмента». Почему 3 декабря, а не 19, 26 ноября? Михо тянет время. И снова льстит: «Украинцы намного умнее других наций». Задача в том, чтобы ночь простоять да день продержаться. И чем больше ночей и дней, тем лучше. А дальше видно будет.
С самого начала было ясно, что 7 ноября Михомайдан заявит о своей очередной победе. Так и случилось. В этот сессионный день Рада проголосовала в первом чтении проект Избирательного кодекса, который предусматривает голосование по открытым спискам. За проект Андрея Парубия и Ко высказались 226 нардепов, в том числе «Оппозиционный блок», сомкнувшийся с группировкой Порошенко и группировкой Парубия – Турчинова – Авакова – Яценюка.
В актив успешных действий можно зачислить и голосование в Раде отставки Авакова. Голосов за отставку набралось всего три десятка, но сама постановка вопроса – дорогого стоит. Авакова напрягло. Он в своём ФБ написал с облегчением и не без доли угрозы: «Спасибо парламенту за поддержку. Спасибо 31 народному депутату за оказанное недоверие. Мир вам!» Причины, по каким поддержали Авакова, – разные. Кто-то беспокоится о стойкости Рады, кто-то о том, чтобы ни за что не облегчать жизнь Петру Порошенко.
В предчувствии голосования ещё неделю назад Аваков объявил об ограничении въезда в Киев со всех направлений. Объяснил это «действием специального режима антитеррористической безопасности». На въездах в Киев полицейские патрули стали проверять всякого, кого пожелают, на предмет «ввоза взрывчатки и оружия». Искусственно создаваемые пробки стали дополнительной неприятной особенностью этой власти. «Ограничение на въезд» похоже на шантаж с угрозой переворота. За одно это Порошенко бы мог инициировать отставку Авакова. Но эти двое – уж точно опора один другому, у них симбиоз. Секрет в том, что если падёт один, завалится и второй.
7 ноября, подгадав к 100-летию революции, Аваков устроил презентацию своей книги «Ленин с нами?». Книжка вышла, как он объявляет в ФБ, «на трёх языках: украинском, слобожано-русском и английском». Боится просто написать «на русском». При этом известно, что книга – это статья Авакова 2007 года. На презентации выступил Турчинов, некогда работник отдела агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола, с идеей: «Борьба с ленинизмом и коммунизмом – вопрос национальной безопасности. И таким путем мы будем идти». Сам Аваков с удовлетворением упомянул о трёх тысячах «самовольно поваленных памятников вождю». Радость понятна: неплохо разжились на приватизациях всего, что было создано во времена, когда памятники стояли по городам и весям. Однако и странная эта радость. Как говорит историк Александр Каревин, «если в начале ХХ века 99% коренных жителей Малороссии считали себя русскими и только 1% – украинцами, то к концу того же века всё обстояло наоборот». Так что с Лениным, основателем Советского государства, надо связывать рост украинского народа. Ан нет. «И после всего этого, – иронизирует Каревин, – на Украине – отмена празднования очередной годовщины «Великого Октября», день траура, декоммунизация? Чёрная неблагодарность!»
А накануне, 6 ноября, отмечалась 74-я годовщина очистки Киева от нацистов. В ночь на 7 ноября нынешние нацисты залили цементным раствором Вечный огонь в парке Славы. Мир облетела фотография: окаменевший белёсый цемент и брошенные чёрные ведёрки на решётке мемориала в окружении множества красных цветов, принесённых к памятнику накануне.
…К вечеру 7 ноября коммунальщики очистили мемориал, вспыхнуло пламя. У огненного цветка встали две бабушки-близнецы, которых знает весь православный свет. На крестных ходах они неизменно появляются с портретом маршала Жукова, на обратной стороне которого – иконы. Многие помнят, как в День Победы нацики швырнули этот портрет в пламя… Вечером 7 ноября кто-то написал в «Фейсбуке»: «Уже убрали цемент и люди несут понемногу цветы. Мы с дочкой были около шести вечера. Бабушки стояли с портретом как почётный караул. Бабушки как хранители нашей памяти, но одних бабушек мало».
Да, одних бабушек действительно мало.