Срыв переговоров по формированию нового правительства Германии переворачивает стандартное представление о динамике политических выборов при демократии. Привычно ожидать фазу острой предвыборной борьбы, завершаемой днём выборов, затем рутинную процедуру: победители приглашают потенциальных союзников по коалиции к консультациям, договариваются об общей платформе, распределяют министерские портфели. И правительство будет работать в новом составе, если, конечно, не случается форс-мажор.
Такое тоже бывало: вотум недоверия – и правительство Гельмута Шмидта уходит в отставку. Уход с поста канцлера (Конрад Аденауэр) – и это было. Однако такого сюрприза, какой поздним воскресным вечером 19 ноября преподнёс лидер немецких либералов, не ожидал никто. Казалось, наоборот: всё движется к компромиссу, зелёные отказались от своего жёсткого требования установить срок отказа от угольной энергетики, идёт поиск формулы сближения между ХСС и зелёными по миграционным вопросам. Фоном прошло сообщение, что партийное руководство демохристиан настаивает на благополучном завершении переговоров. Однако лидер Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер всё перечеркнул. «Лучше вообще не руководить страной, чем руководить неправильно» – так заявил он об отказе своей партии от дальнейшего участия в политических консультациях.
Если немецкая машина и дала сбой, то он произошёл в верхних эшелонах власти. Коалиционный договор, вообще-то говоря, не тот документ, которому правительство следует до последней запятой. В 2009 г. в коалиционный договор было внесено положение о выводе ядерного оружия с территории Германии, но оно так и осталось пустой декларацией. Тем труднее понять мотивы Кристиана Линднера. В понедельник 20 ноября он признал, что решающим обстоятельством стало отсутствие доверия между участниками переговоров. Заместитель Линднера, Вольфганг Кубицки, ответственность за возможные новые выборы возложил на социал-демократов. Альтернативой новым выборам могла быть стать очередная «большая коалиция» (правительство в составе ХДС/ХСС+СДПГ), но социал-демократы сразу заявили о своём отказе от участия в коалиции с ХДС/ХСС.
Скорее, можно предположить, что либералы сделали рискованную ставку на создание правительства меньшинства. Такого в Германии ещё не было: речь о том, что христианские демократы создадут правительство только с одной из партий – либо со СвДП, либо с зелёными.
Федеральный президент Ф.-В. Штайнмайер пока воздержался от объявления новых выборов: он считает, что такого экстраординарного шага лучше избежать.
С большой настороженностью перспективу повторных выборов принял немецкий бизнес. Зато политические партии полны надежд. Со всей определённостью новые выборы в бундестаг приветствуют Левая партия и «Альтернатива для Германии».
Кристоф Шмидт, который возглавляет состоящий из учёных-экономистов Совет мудрецов, заявил, что перевыборы предпочтительнее правительства, не способного к принятию определённого политического курса из-за постоянных разногласий своих членов.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры