На прошедшей неделе, выступая на конференции в Киеве, глава минэкономики Украины Степан Кубив заявил, что «Украина понесла убытки более $15 млрд. от потери традиционных рынков реализации продукции в России».
$15 млрд. – это очень много, учитывая, что Порошенко ездит по Европе в надежде выпросить хотя бы $1 млрд. Однако руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что оценка потерь сильно занижена – на самом деле Украина потеряла намного больше. «Есть совершенно другие цифры. Достаточно взять экспорт Украины в Россию за 2013 год и из него отнять показатели следующих годов. Экспорт за 2014 год – минус $6 млрд., 2015 год – минус $12 млрд., 2016 год – минус $9 млрд. Сейчас, по истечении 10 месяцев, – минус $7 млрд. Потери – где-то минус $35 млрд.», – заявил он в своём Facebook.
Причина этого понятна всем здравомыслящим людям: Европа не в состоянии конкурировать с Россией по объёму рынков сбыта. Не мог этого не знать и Порошенко, человек, привыкший делать деньги. Не нужны Европе украинские продукты, которые всегда традиционно продавались в России. Ещё меньше там нужны турбины, двигатели, трубы, вагоны.
В декабре 2013-го мариупольский «Азовмаш» договорился с Россией о большом заказе, который «кормил» бы город несколько лет. Сегодня «Азовмаш» – банкрот, специалисты уехали за границу, рабочие пополнили ряды безработных, город держится на зарубежных подачках. И так – по всей стране.
К убыткам Украины можно прибавить потери от закупок газа, который раньше покупался напрямую, теперь – через посредников. Тот же самый российский газ, только дороже.
Прогноз на будущее пессимистичен, исправить ситуацию, кажется, уже невозможно, даже если новая власть в Киеве этого очень захочет.
О том ли мечтали украинцы, дико скакавшие на киевском майдане четыре года назад?
Соб. корр. Фонда стратегической культуры