Руководство самой влиятельной политической структуры в Европарламенте – Европейской народной партии (ЕНП) – намерено избежать введения многомиллиардных штрафов в евро на выбросы CO2 (углекислого газа) для находящегося в тяжелом положении автомобильного сектора ЕС. Предлог: при их введении с 2025 года дополнительные расходы составят свыше 15 млрд евро, которые не все смогут осилить.
Также партия Урсулы фон дер Ляйен, в которой доминируют немецкие христианские демократы, обратилась к Еврокомиссии с просьбой пересмотреть и перенести сроки запрета на авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года на более поздний срок. Представители ведущей партии Европы заявляют, что любая отсрочка достижения этих целей будет «стратегической ошибкой».
Впервые идея полного отказа от ДВС к 2035 году (под предлогом продвижения т. н. зелёной повестки) получила поддержку в октябре 2022 года, когда ЕС и Европарламент согласовали этот план. Основная цель – добиться к этой дате 100% сокращения выбросов CO2. Однако уже в марте 2023 года Германия временно заблокировала утверждение запрета, добиваясь исключений для машин на синтетическом топливе (e-fuels). В октябре 2024 года Евросоюз начал расследование субсидий, предоставляемых производителям электромобилей из КНР, и ввёл пошлины на их импорт. Эти меры продемонстрировали прямую направленность на защиту европейского рынка от более доступных китайских моделей.
В настоящее время ведущая политическая партия ЕС демонстрирует готовность отложить в долгий ящик даже «священную корову» т. н. зелёной экономики в виде запрета на выбросы CO2! А ведь еще совсем недавно европейцы пытались уменьшить их в буквальном смысле, запрещая пукать и дышать десяткам тысяч коров и овец своих фермеров. Теперь же их не смущают даже выбросы сотен миллионов авто с двигателями внутреннего сгорания.
Соответствующие инициативы опять же продиктованы беспокойством за конкурентоспособность европейской автомобильной отрасли на фоне роста китайских электромобилей, которые зачастую дешевле европейских аналогов. Этим связанные с зеленой повесткой угрозы для Евросоюза со стороны КНР не исчерпываются. Сегодня Китай – это главный мировой лоббист зелёной экономики.
В прошлом году КНР обеспечила рыночную долю от мировой торговли, превысившую 28% для электромобилей и 11% для аккумуляторов. Также на Китай пришлось более 88% продаж солнечных панелей в мире. Сегодня стратегия Пекина в этой сфере – всемерно способствовать тому, чтобы Европа и мир как можно плотнее и больше переходили на зелёные технологии, так как это обеспечивает рост экономического могущества Китая.
В том числе по этой причине консервативные политики Европы и США начинают всё чаще говорить, что на самом деле зелёные движения в их странах тайно финансируются компартией Китайской Народной Республики. Формально этому способствует тот факт, что в прошлом на Западе (например, в 1970-е – в Германии и странах Скандинавии) многие лидеры зелёных активно присутствовали в левых маоистских движениях. Поэтому сегодняшним правым в ЕС даже не нужно придумывать повод, чтобы выставлять своих оппонентов пятой колонной Китая.
Почему до недавнего времени в развитых странах Европы об этом не говорили и, наоборот, всячески поддерживали ахинею насчет зеленой экологии, 100% сокращения выбросов CO2 и т. п.? Дело в том, что до превращения англосаксами Украины в поле боя против континентальной Европы и её экономики развитые страны ЕС считали (и небезосновательно), что обладают мощным инструментом навязывания своей воли тому же Китаю и прочим странам, в том числе уже одним лишь правом допуска на крупнейший и богатейших европейский рынок.
Также они полагали, что без проблем компенсируют высокую стоимость зелёной энергии, которая выполняет роль механизма, препятствующего шантажу поставщиков энергоресурсов. Кроме того, новые высокие технологии (включая зелёные) в случае их успешного внедрения всегда эффективнее, а потому сам факт перехода к ним на фоне торможения развития конкурентов за счет изъятия у них через «карбоновый налог» части ресурса развития должен был обеспечить развитым странам Европы опережающие темпы развития.
Реальность же оказалась несколько иной. Довольно быстро выяснилось, что технологии т. н. шестого уклада – биогенетика, тонкая химия, молекулярная биология, робототехника, интегрированные скоростные транспортные системы и т. д. – в циклах «производство / утилизация» будут выделять вряд ли меньшие объемы углерода, чем было ранее. А издевательства еврокомиссаров над фермерами и особенно водителями, чьи коровы и авто выделяют «слишком много углекислого газа», сыграли на руку китайским конкурентам европейских производителей. И теперь Пекин благодаря китаизации и освоению зелёной экономики может оказаться в той роли, в которой видел себя по отношению к нему Брюссель и Евросоюз в целом.