Спор между Европейской комиссией (ЕК) и Польшей по поводу польской судебной реформы обострился. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уверяет: «Мы не воюем с Польшей … все соединяющие нас мосты сожжены не будут», а его первый заместитель Франс Тиммерманс с показным сожалением констатирует: «…всё ухудшилось, и у нас нет другой возможности».
В свою очередь польское министерство иностранных дел ожидает от европейских партнёров «лучшего понимания» и винит ЕК в «неоправданном обременении взаимоотношений», которое может «препятствовать построению взаимопонимания и взаимного доверия». Варшава упрекает Брюссель в политической подоплеке решения от 20 декабря о запуске Еврокомиссией процедуры введения санкций против Польши. «Абсолютно политическим» назвал это решение президент Анджей Дуда.
Подразумевая, очевидно, что Брюссель мстит Польше за её отказ принимать мигрантов по европейским квотам, а сама идея квот пришла из Берлина, Варшава сделала несколько демонстративных антигерманских выпадов. Брюссель со своей стороны упрёк в политической составляющей спора отвергает и настаивает, что ужесточение его позиции обусловлено отсутствием прогресса в двухлетнем споре о судебной реформе. 20 декабря атмосфера заметно накалилась. Одновременно произошли несколько событий:
– Брюссель впервые в истории ЕС запустил санкционную процедуру в отношении Польши в связи с угрозой нарушения основных ценностей Европейского союза;
– невзирая на это, президент Польши подписал законы о Верховном суде и о Национальном судебном совете;
– польский адвокат Стефан Хамбура подал председателю Еврокомиссии заявление с просьбой рассмотреть возможность возбуждения дела по ст. 258 Договора о функционировании Европейского союза против Германии;
– глава польской парламентской группы по делам репараций Аркадий Мулярчик после встречи с греческими депутатами сообщил, что парламенты двух стран начали сотрудничать по вопросу репарационных требований к Германии;
– на пресс-конференции в Брюсселе вице-премьер Венгрии Семен Жолт заявил, что польско-венгерская дружба обязывает Венгрию противостоять Еврокомиссии и защищать Польшу от «несправедливого, показательного и политического разбирательства».
То есть «польский вопрос» выходит за рамки отношений Брюсселя и Варшавы.
Конфликт вокруг польской судебной реформы начался более двух лет назад. За это время в Польше были приняты в общей сложности 15 законов, по поводу которых мнения Брюсселя и Варшавы кардинально разошлись: ЕК считает их угрозой демократии, тогда как польское руководство уверено, что принятые законы, наоборот, продвигают демократию в судопроизводство. Брюссель требует восстановить независимость судопроизводства, которую нарушают появившееся у польского президента право продлевать мандаты членам Верховного суда и право министра юстиции отправлять судей в отставку. Согласно закону о Национальном совете судоустройства, членов совета будут выбирать не судьи, а депутаты Сейма.
Польская Gaseta Wyborcza с тревогой рассуждает: «Сам по себе факт запуска против Польши процедуры по ст. 7 означает, что Европейская комиссия имеет серьёзные сомнения в том, что Польша всё ещё остается правовым государством. Процедура сильно повышает вероятность того, что в будущем Польша вообще покинет Европейский союз … Нашим детям придётся получать визу, чтобы поехать в Берлин, Париж или в Дублин».
Соб. корр. ФСК