4 января стало известно о миномётном обстреле в ночь на 1 января российской военной базы Хмеймим. По сообщению Министерства обороны России, погибли двое военнослужащих. Сирийцы разыскивают причастных к атаке, усиливается режим охраны территории, прилегающей к аэродрому (не только по периметру территории, но также по ближнему и среднему радиусу).
При этом в российском военном ведомстве назвали фейком появившиеся накануне неподтвержденные данные некоторых СМИ о выведении из строя террористами семи находящихся на базе самолетов, подрыве склада боеприпасов и ранении десятка военнослужащих. Следов каких-либо крупных повреждений никем, действительно, не представлено, но факт обстрела, вероятно, с короткой дистанции сомнений не вызывает. Ещё 7 декабря глава главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской не исключал появления на освобождённых территориях в Сирии диверсионных групп запрещённого в России террористического «Исламского государства», которые «будут уничтожаться силами правительственных войск, которые имеют специально подготовленные мобильные резервы».
В тот же день, 31 декабря, в 15 км от аэродрома Хамы упал вертолет Ми-24: оба пилота погибли, а бортовой техник получил травмы. Сообщается, что инцидент произошел вследствие технической неисправности машины. Напомним: ранее, 27 декабря, российскую авиабазу Хмеймим попытались атаковать ракетами из района поселения Бадма Идлиба. Нападение было отражено системами «Панцирь-С1», при этом одна из трёх ракет не долетела до цели.
После развёртывания авиагруппы ВКС РФ в провинции Латакия террористов удалось изгнать из гористой северной части провинции, но успешный (для России) ход военных действий не мог не повысить интерес противника к российским военным объектам.
Пользователи социальных сетей высказывают различные версии событий на авиабазе в новогоднюю ночь.
«Мы ставили цель перед военными разбить ИГИЛ (запрещено в РФ) как боеспособную армию и квазигосударство. Поставленная задача выполнена. Серьезную оборону террористы уже держать не могут, только партизанские вылазки. Надо понимать, что ИГИЛ и не было однородной массой. Просто когда оно было в зените, то многие полевые командиры сбрасывали флаги сирийской свободной армии и прочих военизированных формирований, а затем присягали ИГИЛ. После, когда у террористов возникли проблемы, то они сбросили флаги ИГИЛ и стали снова рукопожатными (для США) оппозиционерами. Неужели эти рукопожатные будут лояльны к России? Нет, конечно. Особенно, если им будут платить… Теперь к обстрелу. Открываете карту. Смотрите. Вокруг базы куча гражданского населения, разветвленная сеть дорог, сельскохозяйственные угодья. Провезти за полтора года в шестикилометровую зону досягаемости три-четыре 120-мм миномета и пару ящиков мин. Любого крестьянина ставишь к стенке и говоришь, что семья пострадает. Сначала с урожаем апельсинов тащишь ствол, через месяц пару мин. И так делается схрон на протяжении сколь угодно долгого времени. Ждешь. Ловишь противника на расслабоне – 31 декабря. Стреляешь»,
– пишут авторы одного из профильных Telegram-каналов.
Явную активизацию террористических банд в Сирии можно связать с продолжающимися военными действиями в провинциях Идлиб и Хама, где сирийская армия при поддержке ВКС России не оставляет попыток продвинуться на стратегически важных направлениях. Освобождение длительное время удерживаемой террористами авиабазы Абу ад-Духур существенно изменило бы расстановку сил на северо-западе страны.
Некоторые эксперты высказывают предположение, что активные действия ВКС в этой части страны вызывают раздражение не только в США, но и среди влиятельных групп в Турции, рассматривающих районы действия туркоманских и некоторых других группировок на северо-западе Сирии в качестве собственной вотчины.
Фотография одной из ракет, выпущенных по контролируемым сирийцами поселениям северо-востока Латакии, с надписью на турецком (туркоманском) языке
Следствием локальных успехов правительственных сил в Идлибе и Хаме стала активизация боевиков «Ахрар-аш-Шам» и «Фаллах-аш-Шам» в Харасте («зона деэскалации» Восточная Гута), где им удалось блокировать базу лёгкой бронетехники Сирийской арабской армии, ряд других объектов и коммуникаций. Кроме того, 4 января боевики обстреляли центр Дамаска.
По материалам СМИ