Удача давно отвернулась от Украины, но прошедшая неделя была просто провальной – плохие новости следовали одна за другой.
Началось всё с того, что Пётр Алексеевич приехал в Давос поискать, у кого ещё можно попросить денег, да и имидж свой пошатнувшийся подправить заодно. Не получилось. У президента США не нашлось времени для Порошенко. Для президента страны тоже с желто-голубым флагом – Руанды – нашлось, для главы украинской державы, претендующей на преемственность от УНР, – нет.
Следующая самая настоящая «зрада» пришла от бывших друзей (или врагов всё-таки?) – поляков. Причём Варшава коварно дождалась момента, когда Украина покинула место постоянного члена Совбеза ООН, и внесла «антинацистскую резолюцию». В ней чётко прописано, что «Киев должен на официальном уровне покаяться за преступления украинских националистов против польского народа», а ещё «Украина должна на официальном уровне отказаться от героизации УПА».
И третью оплеуху Украина получила из Объединённых Арабских Эмиратов, где очень странно завершились переговоры помощника президента России Владислава Суркова со специальным представителем США по Украине Куртом Волкером. До встречи с Сурковым Волкер буквально фонтанировал угрожающими намёками в адрес российской стороны, а после… После говорили исключительно Песков и Сурков. Чтобы скрасить молчание американского спецпредставителя, украинской прессе пришлось выдавать старые цитаты Волкера за новые, а «Радио "Свобода"» даже достало из-под редакционного сукна «эксклюзивное интервью», которое явно попахивало нафталином.
Наконец спустя четыре дня Курт Волкер объявился на публике. Во время телефонного брифинга в Нью-Йорке он заявил, что однозначно «украинская сторона должна выполнить Минские соглашения», – цитирует Волкера ТАСС. «Установлению контроля над российско-украинской границей должно предшествовать решение политических вопросов. В числе вопросов – статус Донбасса, проведение местных выборов в регионе. Размещение миссии ООН в Донбассе может начаться с линии соприкосновения, а затем охватить большую территорию. Но сроки возможного развертывания миссии ООН в Донбассе не определены», – буквально сказал американец.
Если коротко, то для Киева это означает: читайте минские договорённости. А там уже потирали руки в предвкушении многотысячного легиона «миротворцев», которые лихо въедут в Донецк и Луганск на каких-нибудь «Абрамсах». И следом ВСУ начнёт «зачистки» Донбасса по «хорватскому сценарию». Об этом так много говорилось до встречи Суркова и Волкера, что в Киеве уже почти не сомневались в успехе «хорватского» подхода к урегулированию конфликта в Донбассе. И тут вдруг Курт из Нью-Йорка: сроки развёртывания миссии не определены, изучайте Минские. И это в то время, когда министр иностранных дел Украины Павло Климкин на всю украинскую округу объявил, что минские договорённости – это «сценарий Москвы» и выполнять их Киев не станет!
Волкер также рассказал, что на встрече в Дубае Соединённые Штаты не представили конкретного плана по введению миротворцев в Донбасс: «В Дубае не был представлен какой-либо конкретный план. Я бы не стал его так называть. У нас состоялась детальная дискуссия, но не документ о том, как это будет работать на практике».
Иначе говоря, «дубайский пакет», о котором говорил Владислав Сурков как о вполне реализуемом, пока ещё существует в виде разговоров о нём.
«Очевидно, президент США не оставляет попыток добиться нормализации отношений с Россией. При этом действующие украинские власти разочаровали США. На переговорах в Дубае впервые появился конкретный план размещения «голубых касок» в Донбассе, который теперь нужно проработать на экспертном уровне. Особого внимания заслуживает позиция США, касающаяся закономерности требования относительно введения поэтапного плана развёртывания миссии ООН параллельно с реализацией политических пунктов Минских соглашений. Даже если Украина будет против того решения, к которому придут Москва и Вашингтон, она все равно не сможет отказаться от его выполнения, так как находится в полной зависимости от Запада», – считает Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии.
Соб. корр. ФСК