И. о. министра здравоохранения Уляна Супрун (или Доктор Смерть, как её называют на Украине) опять оказалась в центре скандала.
Всё началось с того, что представители Национального музея-усадьбы Н. И. Пирогова сообщили о необходимости ребальзамировать тело учёного (процедура необходима каждые шесть лет), в связи с чем попросили у правительства выделить на это 199 034 гривны (около $6 тыс). Сумма даже для нищей Украины небольшая, особенно если учесть, что музей Пирогова в Виннице, который посещают тысячи туристов со всего мира, денег в государственный бюджет приносит намного больше.
Однако Уляна Супрун резко выступила против выделения денег для музея.
«На эти деньги можно купить, например, больше сотни упаковок препарата для лечения острого лейкоза. Часто есть запрос от регионов на этот препарат. Или иных лекарств или медицинских средств, которые могли бы помочь многим пациентам. Или Николай Пирогов захотел бы, чтобы деньги, которые можно использовать для лечения живых людей, тратились на процедуру ребальзамирования, которая уже не поможет никому? Или в Украине в XXI веке бюджетные средства должны тратиться на подобные процедуры?» – гневно вопрошает со своей страницы в социальной сети Facebook и. о. министра. Она тут же устроила опрос, поставив украинцев перед выбором: потратить деньги на сохранение тела известного учёного или приобрести 1000 доз лекарства для больных раком. Пообещав, что итоги опроса будут подведены 5 февраля.
Столь пренебрежительное отношение к украинской истории со стороны американской волонтёрки возмутило пользователей социальной сети: за несколько часов в первый же день голосования набралось более трёхсот комментариев.
«Пирогов – великий учёный, первым изобрёл наркоз, чем помог в своё время избавиться от страданий и чем помогает до сих пор. Он сам разработал рецепт своего бальзамирования, а ученик совершил после его смерти. 200 тысяч гривен – неужели это такая большая сумма, чтобы начать подобную манипуляцию общественным мнением? Я вас не понимаю», – пишет Елена Михайловская.
«Уверен, что можно найти деньги и на Пирогова, и на онкобольных детей! У многих чиновников в министерствах – это месячная зарплата... 200 тысяч! Смешно», – считает Александр Зелений.
«Мне стыдно, что такой вопрос вообще стоит на уровне государства, в котором чиновники тратят на себя такие суммы ежедневно, не задумываясь. Ставлю на голосование: содержание Верховной рады или ребальзамирование, лечение?» – здраво предложила Виктория Лякина.
«В самом вопросе уже манипуляция, ведь ответ очевиден. Вы же работаете в МОЗ, чтобы достать на всё деньги. Не справляетесь – уходите!» – комментирует Татьяна Панченко.
«Вопрос не корректный. Лекарства всегда важнее, но наша жизнь состоит из многих расходов. И на книги, и на кино ...» – написала Юлия Стойка.
«Дешёвый популизм, приправленный эмоциями. Мало воруют и берут взятки в курируемых МОЗ предприятиях? Мало выделяют на лечение депутатов? 32 млрд бюджет МОЗ, а все проблемы решат 200 тысяч на мумию Пирогова», – удивлена Мария Лисничук.
И ещё один комментарий: «А что, учёные уже разгадали секрет рецепта для бальзамирования, по которому мумифицировали тело Пирогова? Винницкий некрополь уникален: ни в одном мавзолее мира мумии не сохраняются более ста лет в таком отличном состоянии».
Точку в опросе поставил винницкий городской голова, написав, что «город заберёт тело Пирогова в коммунальную собственность». «Николай Иванович Пирогов – это наше национальное достояние в истории мировой медицины. Средства мы найдём, даже не сомневайтесь. «Быть, а не казаться – лозунг, который должен носить в сердце каждый гражданин, который любит свою страну. Служить правде – как в научном, так и в моральном смысле этого слова. Быть человеком» – это слова самого Пирогова. И, по-моему, очень уместны в этой позорной истории. Всегда оставайтесь людьми и делайте по-человечески!» – написал мэр Винницы Сергей Моргунов.
Супрун не оставалось ничего другого, как ответить на это предложение: «Приятно поражена гражданской позицией винничан. Хорошо, что люди ценят и поддерживают музей и память о Пирогове, которого считают основателем военной хирургии. Поддерживаю инициативу Винницкой областной и городской власти передать музей на местный уровень».
Если вы решили, что история с выделением ничего не значащей суммы из бюджета на этом закончена, вы ошибаетесь. Понятно было сразу – дело не в деньгах. И вопрос это не экономический, а политический.
Всё дело в том, что «с 1979 года тело Пирогова ребальзамируют специалисты московского Научно-исследовательского и учебно-методического центра биомедицинских технологий», об этом сказано на сайте музея.
«Проблема не столько в средствах – Минздрав такой дешёвой манипуляцией хочет просто спрыгнуть с темы, так как вопрос Пирогова в действительности нужно решать (и сроки уже запоздали на год как минимум) на межгосударственном уровне с Россией. А это действительно проблема. Правительству не пристало просить Москву, отдать ей тело Пирогова – тоже никто не рискнёт. Все технологии ребальзамирования запатентованы и доступны лишь московскому ВИЛАРу, поэтому все предыдущие процедуры и проводились там. Пирогова доставляли самолётом. Специалисты Винницкого медунивера в своей лаборатории могут проводить только поддерживающие процедуры в промежутке между плановыми. Есть ещё один выход – отдать тело Пирогова Москве, они давно этого хотят. Вопрос: кто возьмёт на себя такую ответственность и риск сесть потом по статье «"измена государственным интересам"», – считает медиаэкперт Юрий Пархомчук из Винницы.
Кстати, ещё в сентябре прошлого года директор музея Пётр Гунько рассказал, что тело Пирогова «нуждается в немедленной плановой ребальзамации, а в министерстве с разрешением на это тянут». «Из-за войны мы не можем ребальзамировать тело Пирогова, потому что специализируется на этой работе научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий Всероссийского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), который расположен в Москве. Наше профильное министерство, в которое я писал десятки запросов, медлит с разрешением и не рекомендует заключать контракт со страной-агрессором. Что делать дальше? Не знаем. Ждём мира, потому что иначе потеряем Пирогова».
Так что опрос, затеянный Супрун, – просто предлог. Киевскому режиму, где вопросы украинской истории (настоящей, а не выдуманной!) решаются американскими эмиссарами, проще уничтожить, уникальный музей, чем пойти на сотрудничество с Москвой. Возобладает ли здравый смысл?
Соб. корр. ФСК