В начале мая перед взором тех, кто въезжает в Крым со стороны Украины, предстали билборды, на которых был изображен усатый мужчина с эполетами. Там же была карта крымских перешейков и надпись: «Сто лет тому назад полковник Болбочан смог и мы сможем».
Фраза довольно двусмысленная, и любителям скабрезных шуток в духе анекдотов о поручике Ржевском тут было где развернуться. Однако кто же такой полковник Болбочан и почему то, что он «смог», стало сейчас так важно?
Таких билбордов на украинской границе с Крымом установлено два десятка
В украинской интерпретации истории данный офицер значится освободителем Крыма, и в последние годы его славят как могут. Болбочан даже стал героем комиксов. Ну а улицы, названные именем полковника, теперь имеются в Киеве, Харькове, Полтаве, Запорожье.
Поход Болбочана состоялся весной 1918 года, и этому событию недавно исполнилось сто лет. Отсюда и внимание к данному персонажу. Билбордами дело не ограничилось: 23 апреля в посёлке Новоалексеевка, что в Херсонской области, открыли памятную доску, гласящую, что отсюда началось освобождение Крыма войсками Украинской народной республики (УНР). Церемонию почтил своим присутствием г-н Бабин, носящий титул «постпред президента Украины в Автономной Республике Крым». Ну а сам Порошенко по случаю юбилея выпустил специальное обращение.
И данный эпизод не единичный – на рубеже апреля и мая Украина увидела целое УНР-шоу, прошедшее при самом активном участии властей разного уровня.
Так, 20 апреля председатель Верховной рады Андрей Парубий вдруг заговорил о 100-летии освобождения Донбасса армией УНР, вспомнив заодно и о крымском походе Болбочана.
Спустя несколько дней в Интернете появился ролик, сделанный по заказу министерства информационной политики, тоже посвящённый тому, что произошло в Донбассе век назад, и здесь пели хвалу другому военачальнику – полковнику Сикевичу. Если Болбочан – «освободитель Крыма», то Сикевич представал «освободителем Славянска» и даже всего Донбасса.
29 апреля этот полковник ненадолго исчез из новостной ленты, поскольку в Одессе праздновали столетний юбилей украинского флота, но уже на следующий день о Сикевиче с высокой трибуны заговорил президент. Поводом для этого стал праздник пограничников, который на Украине теперь отмечают 30 апреля, а не 28 мая.
В последующие дни УНР-шоу продолжилось, но уже на региональном уровне. Юбилейные мероприятия прошли в Бердянске, Черновцах, Нежине, где открыли мемориальную доску очередному полковнику – Ивану Дубовому, участвовавшему в походе Болбочана на Крым.
Размах торжеств был значительным. В Одессе маршировали моряки и летали вертолёты, а в Киеве к празднеству привлекли даже костюмированную группу, одетую в исторические мундиры. Публике это преподносилось как военная форма украинских пограничников столетней давности. Поддержку костюмированной группе оказывала копия броневика времён гражданской войны. Ну и небольшой парад, который принимал президент, разумеется, тоже был.
На новый День пограничника для украинского президента собрали потешное войско
В общем, шоу удалось. Только вот упомянутые праздники – насквозь фальшивые. Вспомним, как развивались события на Украине после октября 1917-го. Сначала большевики вместе с самостийниками из Центральной рады свергли в Киеве власть Временного правительства. Затем сторонникам Ленина пришлось уехать в Харьков. Здесь была провозглашена Украинская народная республика советов в противовес объявленной в Киеве УНР. В декабре 1917-го между большевиками и самостийниками началась война, которая для Центральной рады закончилась крахом и бегством из Киева. Вскоре УНР подписала мир с Германией, и немецкая армия перешла в наступление.
Марш германских войск по Украине развернулся в середине февраля 1918-го и завершился к концу апреля. Разрозненные и немногочисленные советские войска как могли сопротивлялись нашествию, но немцы были сильнее. В боях приняли участие и войска Центральной рады. Чиновник берлинского МИД Колин Росс писал о них:
«Украинское войско – войско наемников; оно состоит из бывших солдат и офицеров, безработных и авантюристов... Численность Украинской армии приблизительно равна 2000 человек; армия делится на целый ряд отрядов, отличающихся друг от друга своей формой… Боевая ее сила чрезвычайно мала» (Архив русской революции. Берлин, 1921, т. I, с. 290).
Однако это слова очевидца, а вот в нынешней Украине, где пытаются создать новую историческую реальность, армия УНР железной поступью прошлась по Донбассу и Крыму, громя своих врагов. При этом немцев стараются вообще не вспоминать.
На самом деле всё, мягко говоря, происходило иначе. После занятия Киева, в котором приняли участие и украинские части, полковник Болбочан получил тайный приказ двинуться в Крым. Со своей группой он дошёл до Симферополя, а часть его подразделений заняла Бахчисарай. Серьёзного сопротивления не было – у большевиков не хватало сил. А вскоре в дело вступили немцы. Болбочану поставили ультиматум, полковник пытался сопротивляться, но в итоге из Крыма пришлось уйти. При этом союзники едва не начали стрелять друг в друга. В целом в захваченном Симферополе болбочановское войско провело менее недели.
Поход группы полковника Сикевича не менее примечателен. Его группа действительно заняла Славянск, а через две недели вышла на границу с Войском Донским, где подчинённые полковника установили пограничные столбы, раскрашенные в сине-жёлтые цвета (это событие и стало поводом для учреждения нового праздника стражей украинских границ). Но основные военные операции в регионе вели немцы, хозяевами положения были они. Тот же Сикевич вспоминал, как германцы, заподозрив нескольких его солдат в большевизме, расстреляли их без суда и следствия (Сікевич В. Сторінки із записної книжки. Вінніпег, 1945, т. III, с. 65). Стоит сказать и о том, что довольно быстро «освободителям» пришлось покинуть Донбасс, где немцы устанавливали свои порядки.
Карта из официальной немецкой истории Первой мировой. Болбочану с Сикевичем там места нет
Источник: Der Weltkrieg 1914 bis 1918. Berlin, 1942, bd. 13
Всё похоже не на триумфальный марш армии УНР, а на авантюры с последующим унижением от союзников. Так что недавние торжества на Украине – очередной пример грубой фальсификации. Однако УНР сейчас у властей Украины в почёте – прославление Центральной рады и Болбочана с Сикевичем даёт нынешнему режиму ощутимую пропагандистскую выгоду.
Воспевая «освободителей» Крыма и Донбасса, власть в очередной раз демонстрирует «патриотизм» в его единственной возможной «майданной» версии. Направлена эта демонстрация на потенциальных избирателей Порошенко. Примечательно, что Юлия Тимошенко, играющая на одном электоральном поле с президентом, юбилеев, связанных с УНР, как бы и не заметила.
Кроме того, апрельско-майские торжества на Украине – продолжение процессов декоммунизации. В массовом сознании это ассоциируется со сносом памятников и переименованием улиц, но манипуляция праздниками, замена привычных праздников на новые – тоже декоммунизация. 8 мая Порошенко прямо заявил, что украинскую армию предстоит окончательно очистить от «всех опасных рудиментов советско-российской идеологии» и «в военном календаре не должно быть ничего общего со страной-агрессором».
Прославление УНР даёт власти ещё одну выгоду. События гражданской войны куда меньше раздражают народ, чем восхваление Бандеры, Шухевича и запрещённой в России ОУН-УПА. Переименование Московского проспекта в проспект Бандеры подняло в своё время бурю негодования, а смена названия улицы командарма Каменева (была такая в Киеве) на улицу Болбочана не вызвала ничего кроме недоумения.
Кроме того, восхваление УНР (в противовес «опасным рудиментам советско-российской идеологии») даёт официальному Киеву какие-то преимущества при взаимодействии с западными партнёрами. После диких маршей в честь дивизии СС «Галичина» во Львове и антисемитских выступлений в Одессе посольству США пришлось одёрнуть украинские власти. Всего два коротких предложения в «Твиттере», но Порошенко тут же осудил «позорные явления». А на прославление деятелей УНР дипредставительство США так реагировать не будет. Кстати, поляки к ним тоже относятся спокойно, что опять-таки на руку киевскому режиму.
Сейчас УНР-шоу идёт на спад, но это временно. Новый всплеск ожидается осенью, когда в прокат выйдет художественный фильм «Тайный дневник Симона Петлюры», снятый при поддержке властей. А в ноябре исполнится сто лет с начала восстания против гетмана Скоропадского. Вот тут-то всё и начнётся вновь.